«Нельзя одного правителя наделять безмерной властью. Это опасно. Решения должны быть коллегиальными», – полагает народный художник КЧР скульптор Магомед Хабичев.
Национальный герой
– Магомед Исмаилович, вы много лет работаете над образом национального героя карачаевского народа – Карчи. Какими чертами наделяете его?
Полководец обладал незаурядными физическими данными, талантом стратега, умел просчитывать и прогнозировать ситуацию. Мне хотелось обязательно проследить связь с той эпохой – какими были представления людей, что они ценили, чему доверяли. Думаю, важна была твёрдость характера, уверенность и выдержка. Карча, мне кажется, не был воинственным без повода – бросил клич и в бой. Взвешенность, сдержанность и рационализм – такими качествами я наделяю созданный мною образ.
Переформатируют?
-Кавказ сегодня ассоциируется с коррупцией, терроризмом...
А коррупция… Пусть москвичи не обижаются, всё там происходит. Откаты где оседают? Рыба с головы гниёт, что долго рассказывать. Разве секрет, что суммы, отпущенные «закормленному» Кавказу, доходят до него не в полном объёме? Да ещё на местах подворовывают. Будет порядок в Москве – будет во всей стране. Никто не посмеет красть, зная, что отвечать придётся по всей строгости. Что тут долго обсуждать, давай лучше об искусстве, об истории поговорим.
– Вы родились в ссылке, в Казахстане. Что поддерживало в те трудные годы в изгнании?
– Близкие много рассказывали о наших родных местах. мы, детвора, их не видели и не знали, но впитывали каждое слово – столько тоски и силы было в воспоминаниях старших. Переселенцы рвались на родину, Азия всё-таки – чужбина. Взаимопонимания не было поначалу – ведь нас представили как врагов. Прошло несколько лет, прежде чем люди там поняли, что ссыльный народ – трудолюбивый, незлобивый.
Не доказывали рассказами – вот какие мы, а пахали. Знаешь, что карачаевцев награждали за труд? Высланных врагов народа! Когда в 1957-м началось возвращение, нас многие местные просили не уезжать. Кавказская дружба, взаимоуважение, гостеприимство и там себя проявили. Вот ты говоришь – символы меняются. Внешние. Да, на улице не встретишь кавказца в черкеске, папахе и бурке. Но это касается не только горцев – где-то раньше, где-то позже это произошло. А образ горца – он таким и остался. Да, ты возразишь – сколько лет формировался совсем другой – злобных, недружелюбных людей с Кавказа, агрессивных, готовых убивать, совершающих теракты. Это временное! Есть в народе стержень – всё остальное отвалится шелухой.
Горский менталитет так просто не разрушить. Путника – откуда бы он ни был, какой крови – никто не спрашивал. Скажешь, осторожнее люди стали? Так нам каждую минуту вдалбливают, что неплохо бы друг друга бояться! Я не пытаюсь всех кавказцев представить паиньками, разные есть. Но есть и политики, вносящие свою лепту в формирование непозитивной картинки. Жириновский какие высказывания себе позволяет! От себя или от кого другого он говорит, но намеренно провоцируется ситуация, искусственно обостряется. Все хотят жить в мире, никто не хочет оплакивать детей, их хотят вырастить для мирной жизни, не для братоубийственной войны. Политики же свои вопросы решают жизнями людей.
Надо выживать
– Как это происходит сегодня на Украине. А сколько раз пытались спровоцировать волнения в нашем регионе, получается мы, здесь, на Кавказе, оказались мудрее?
– В КЧР была такая ситуация – несколько лет назад: вот-вот вспыхнула бы междоусобица. Борьба за власть – за лучшие куски земли, за бизнес – сферы влияния, как говорят… Но тогда Семёнову, бывшему руководителю республики, удалось сдержать ситуацию – он сказал своё твёрдое слово, его услышали. Как человек опытный, военный, он предвидел, чем может закончиться вся эта возня, во что перерасти, с какими последствиями. Призвал не поддаваться на провокации ни на каком уровне. И не было кровопролития. Мир очень хрупок – ты задумайся над этим эпитетом – хрупок. Не просто слова – как скульптор говорю, я же с разными материалами работаю. Кто и что лепит сегодня из людей – опасное дело. А народ мудрость свою веками складывает – лепит осторожно, обжигается и обжигает.
То, что на Украине происходит – это всё отморозки от политики. Опасность в чём – правитель не должен быть в одном лице. У горцев есть такая традиция – совет старейшин. Они подскажут, поправят, не дадут принять неверное решение. Прислушаться, не допустить агрессии – человек задуматься должен. Нельзя одного правителя наделять безмерной властью. Это опасно. Решения должны быть коллегиальными. Чтоб не оступился.
– Сегодня и на Северный Кавказ едут люди, спасаясь от войны на юго-востоке Украины. Что бы вы сказали им о своём родном Кавказе?
– Выживать нужно всем миром. Стыдно должно быть этим отморозкам за происходящее. Почему мир молчит, когда там убивают женщин и детей? Прекратить эту беду, прекратить! Наш Кавказ – красивые места, величавые горы, но главное – Кавказ – неравнодушный. Кто-то обязательно здесь останется, кто-то уедет, когда всё уляжется. Родина будет тянуть. Беженцам придётся непросто, но надо держаться. Деваться некуда – надо выживать.
Смотрите также:
- Валентина Имтосими и Александр Портнягин: «Наше отношение к наследию – подрыв национальной безопасности» →
- Умар Яричев: "Оставаться в стороне от судьбы своего народа поэту не дано" →
- Российский народ объединяет война и олимпиада - А. Бекичев →