Примерное время чтения: 6 минут
9490

Профессор Юрий Васильев: Украина прошла точку невозврата

АиФ-СК №30 23/07/2014
А. Фирсов / АиФ

Ставрополье в числе других регионов страны принимает украинских беженцев. О том, как это скажется на жизни в регионе и что будет с соседним государством, мы беседуем с доктором политических наук, профессором из Ставрополя Юрием Васильевым.

Опасный пиар

– Юрий Владимирович, на днях двое молодых депутатов краевой Думы предложили коллегам направить федеральным властям обращение. В нём такие пункты: признать легитимность Донецкой и Луганской республик; увеличить финансирование помощи беженцам; официально признать геноцид русскоязычного населения в Украине; публиковать списки военных преступников, коими считать представителей украинской армии…

– C политической точки зрения, эти тезисы, на мой взгляд, больше легкомысленны и вредны, чем позитивны. То, что сейчас происходит между Россией и Украиной, можно сравнить с дракой старшего и младшего братьев. Так вот, наше государство ведёт себя, как мудрый старший брат, который не поддаётся на провокации, строго выдерживает нормы международного права и действует по принципу: «уступи – ты же старше и умнее». При этом мы активно помогаем беженцам, проявляя социальную и этническую солидарность.

Досье
Юрий Васильев родился в 1953 г. в Баку. Имеет филологическое и юридическое образование. Кандидат юридических и доктор политических наук, председатель общественного совета комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества, руководитель Ставропольского филиала РАНХиГС.
Не надо забывать: Украина – другое суверенное государство. То, что мы расцениваем как фашизм и геноцид, там, к сожалению, рассматривают как наведение конституционного порядка внутри страны. Для того чтобы эти представления поменять, имеются определенные международные процедуры и нормы права. Нельзя быстро сделать там так, как нам хочется здесь!

Стоит только России хоть в чём-то ошибиться, войска НАТО будут немедленно стянуты в Украину. Впрочем, там уже сейчас формируется так называемый международный батальон.

– После двух чеченских кампаний на Ставрополье не иссякает поток мигрантов из северокавказских республик. А теперь у нас и беженцы из Украины. Несомненно, братскому народу надо помогать, но сдюжит ли наш тощий бюджет, справятся ли местные власти?

– Давайте не будем забывать, что многие беженцы – родственники местных жителей. К тому же любой миграционный процесс всегда обладает социальной амбивалентностью. Да, наплыв беженцев из Украины, большинство которых женщины и дети, безусловно, весомая нагрузка на бюджет края и социальную сферу. Но насколько она пока тяжела? Думаю, власти страны и края поступили мудро, распределив беженцев по разным территориям. По официальным данным, в крае сейчас 1400 беженцев из Украины, но, скорее всего, реальная цифра куда внушительнее, ведь многие, приехав к родственникам, официально не зарегистрировались как беженцы. Даже если их и больше, это, учитывая временный характер ситуации, думаю, посильная нагрузка для края. Пока отношение к ним со стороны многих местных жителей я назвал бы сочувственно-позитивным. Вопрос, как долго продлится такое отношение? Думаю, до тех пор, пока миграционные процессы существенно не затронут качество жизни местного населения и оно не будет чувствовать ограничений в реализации своих социальных прав. Некоторые бонусные программы, введенные для беженцев (детские сады, медицинская помощь, решение жилищных вопросов), могут создавать некоторые очаги социального напряжения. Но оно не должно быть критическим. Поскольку большинство беженцев – женщины с детьми, которым требуются детсады, школы, поликлиники, лучшим вариантом для всех было бы возвращение этих людей домой после возможного урегулирования конфликта.

С другой стороны, очевидным плюсом я бы назвал то, что среди беженцев есть и мужчины. Не имею права давать нравственную оценку тому, что одни отправляют семьи и остаются защищать свою Родину, другие – уезжают вместе с семьями. Это индивидуальный выбор каждого. Каждый мужчина, приехавший в край, думаю, имеет какую-либо профессию и рабочую квалификацию. Если краевая служба занятости смогла бы наладить централизованный учет этого нового рынка рабочей силы, то после пребывания в пунктах временного размещения можно было распределять эту силу системно и централизованно, исходя из потребностей предприятий, и заполнять трудовые «пустоты».

– Но у части этих мужчин иждивенческая позиция, есть данные о том, что работать хотят далеко не все из них. И ещё. Нет ли у вас опасений, что, получив российское гражданство, бывшие беженцы тут же начнут массово покидать малоперспективное Ставрополье?

– В первую очередь, я бы не согласился с тем, что оно малоперспективное. Да, правовых рычагов для удержания людей, которые были бы чем-то ценны для края, как специалисты – нет. Но есть другие механизмы. Всё в руках муниципальных властей, которые могут сформировать мотивацию остаться (жилье, работа, социальные бонусы и др.) Тогда спустя два месяца после истечения срока временного пребывания можно будет предлагать Ставрополье для постоянного проживания.

Точка невозврата

– Некоторые украинцы-националисты активно помогали боевикам в годы двух чеченских кампаний. Не будет ли теперь повода для мести жителям Северного Кавказа? Ведь они приютили противников?

– Увы, и такое возможно. Но вряд ли в обозримом будущем. Сейчас, в период открытых широкомасштабных боевых действий на юго-востоке Украины, мест для приложения их националистических амбиций более чем достаточно.

– Выпускникам школ Крыма власти предоставили уникальную возможность поступать в российские вузы на льготных основаниях. Ставропольские учреждения почувствуют на себе дополнительную нагрузку?

– Пока ничего подобного не наблюдается. Ведь, как ни грустно, ставропольские вузы далеко не так престижны, как столичные, поэтому основной поток крымских выпускников, скорее всего, «штурмует» столичные учебные заведения.

– Ваш прогноз: чем закончится противостояние в Украине?

– Думаю, своеобразную точку возврата это государство уже прошло. Страна может распасться на три отдельных части: западную с центром в Киеве, под руководством Порошенко, юго-восточную (думаю, ополченцы смогут её отстоять) и центральную: Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог, Николаев т.д. Центральная часть может оказаться территорией, подконтрольной олигарху Коломойскому, который вряд ли захочет «уйти» под Порошенко. Сейчас он держится несколько в тени. Его время еще не наступило. Если же ополченцы проиграют, ни Славянск, ни другие города, скорее всего, восстанавливать не будут. Там, как известно, найдены месторождения природных ископаемых для получения сланцевого газа. Вполне возможно, эти месторождения украинские власти будут активно разрабатывать как геологические площадки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах