Об этом наш разговор с одним из лидеров Славянского движения Станиславом Богословским.
Вне контекста?
Елена Евдокимова, АиФ-СК. Основная тема форума – положение русских в крае и на Северном Кавказе, есть мнение, что обсудить её толком не удалось, а сам съезд ожиданий не оправдал…
– Съезд прошёл более конструктивно, чем обычно складываются такие мероприятия. Не было жёсткого противостояния и борьбы за лидерство – люди пришли не пиариться и скандалить, а говорить и слушать.
Русские как народ не упоминаются нигде, ни в федеральных документах, ни в законодательных актах. Мы ни в коем случае не противопоставляем себя другим этносам, но вопрос о равноправии для всех наций и субъектов России игнорировать преступно. В СССР политика в этой сфере была более взвешенной. Сегодня об этническом статусе русского народа речь не идёт ни в каком контексте. И поскольку власть не решается вслух говорить об этом, проблема получает выход в провокационной форме. А это чревато, особенно в нашем регионе, где в первую очередь нужен осмысленный диалог со всеми диаспорами.
– Русский народ всегда называли государствообразующим…
– Таковым он и являлся. А кто спросил у народа сегодня – хочет ли он быть государствообразующим? Помимо прав есть обязанности, о них как-то забывают. По большому счёту на первом месте для русских всегда были не клановые, а державные интересы. Политика же в отношении русских – откровенно губительная. Взять ситуацию с беженцами из Чечни. В крае таких немало. Людей заставляли отказываться от своего жилья. Иначе не видать компенсаций. И получали – кто 20, кто 120 тыс. рублей. Верховный суд назвал эти выплаты «мерами социальной поддержки».
– Но вопрос о необходимости вернуть русских на Северный Кавказ поднимается регулярно…
– А стоит ли? Поедут ли славяне, русскоговорящие представители других народов в республики? Надо менять ситуацию на Кавказе, в целом отношения в стране и отношение к Кавказу. Ведь здесь были крепкие трудовые коллективы, педагогическая, научная, техническая, культурная элиты. Сегодня силовые и тейповые интересы заменили профессиональные и научные, социальная картина кардинально другая. Один из моих знакомых – профессор, чеченец по национальности признался: «Так тянет на родину, но ничего хорошего меня там не ждёт». Другой мой знакомый, проезжая как-то по Грозному, сказал: «из города вынули душу».
Среднее по больнице?
– Недавний выпад лидера ЛДПР в отношении Кавказа активно осудили, но ведь сказал-то он, скорее всего, то, что было ему позволено – почву прощупал, «среднюю температуру по больнице» измерил…
– Эти идеи – отгородиться от Кавказа стеной и так далее – действительно бродят в народе, в части общества есть такой запрос, отрицать это глупо. Дело в том, как это было сказано – откровенно по-хамски, в свойственной Жириновскому провокационной манере, и ни к чему хорошему такое привести не может. Даже в формате дискуссии к теме необходимо относиться осторожно, а здесь была, как мне кажется, задача информационного вброса. Не могу с абсолютной уверенностью утверждать, что выпад был срежиссирован, но полемика разгорелась нешуточная. Точка зрения, озвученная Жириновским, имеет место быть, и умалчивать это преступно. Надо разбираться, слышать болезненные вопросы от своего народа, обсуждать их в цивилизованном русле. Власть отказывается признавать проблемы открыто, уходит от взвешенного диалога – потому и выливается это в такие эпатажные выпады. Либо – не исключено – власть сама хочет выяснить, как вы сказали, «температуру по больнице».
– То есть лозунг «Хватит кормить Кавказ!» превращается в «Даешь великую кавказскую стену!»?
– Надеюсь, запустить очередную «антикавказскую серию» не удастся. Но то, что народ раздражает пафосная подача «достижений» той же Чечни, очевидно. Власти хотя бы это поняли за несколько лет, о пышных празднествах в республике уже не трезвонят повсеместно с повышенной громкостью. Нужны дела, нужны реальные результаты – тогда отношение к Кавказу не будет таким негативным. Власть же выдвигает идеи, прямолинейные, как приказ: к примеру, развивать туристические кластеры во всех субъектах СКФО. Выделяются огромные деньги – их воруют, механизма возврата нет, и в нём, похоже, никто не заинтересован. Инновационные направления провозглашаются – что в итоге? Политика полпредства непродуманна, невнятна, непонятна – госмиллиарды идут под какие-то призрачные прожекты, а ведь в первую очередь нужно определиться с внутренней политикой: межнациональные проблемы, угрозы экстремизма и терроризма пытаться решать деньгами странно. В соцсфере власть вряд ли в курсе того, что происходит в действительности, реагирует только на социальный протест и только репрессивным путём. Все остальные демократические формы существуют на бумаге. Ставрополье – кипящий котёл. И Славянский съезд – попытка определить вектор развития, пути решения проблем путём диалога.