«Страшилка» о ВТО

Эти «три веселых буквы» бьют рекорд в нынешнем году в российских СМИ по частоте употребления. Даже обыватель не нужда­ется в расшифровке, что такое ВТО. Свое мнение о вступлении России во Все­мирную торговую органи­зацию имеют большинство россиян, включая тех, кто весьма далек от понима­ния внутренних течений мирового рынка.

   
   

Наш сегодняшний собе­седник дает компетентную оценку тому, как скажутся перемены на промышленном комплексе Ставрополья. О возможных «подводных кам­нях», плюсах и минусах — ми­нистр энергетики, промышлен­ности и связи Ставропольского края, председатель коллегии по промышленности края Дмитрий Саматов.

В сетях рынка

- Дмитрий Рафаилович, не без помощи прессы, конеч­но, но в умах многих россиян ВТО предстает некой «стра­шилкой», в которую, как в бездну, затягивают нашу страну. Так ли они непра­вы?

- Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте спер­ва определимся, что такое Всемирная торговая орга­низация. По сути, это гло­бальный, гигантский рынок сбыта. Его особенность в том, что перемещение то­варов внутри «сети» идет по более упрощенной схеме. В частности, вступление в ВТО предусматривает сни­жение таможенных барье­ров. С одной стороны, для наших производителей это означает расширение границ доступа на внешние рынки сбыта. С другой — массовое поступление товаров из-за рубежа может создать про­блемы производителям при условии низкой конкурен­тоспособности продукции.

   
   

Никто не кидает нас в «пучину ВТО». Существует определенный период адап­тации, в течение которого существующие для импор­тных товаров барьеры будут постепенно снижаться. Это время дается нашим пред­приятиям для того, чтобы успеть «подтянуться». Пе­реходный период создан, чтобы максимально быстро модернизировать все техно­логические цепочки. Будем реалистами и признаем, что потребность в преобразо­ваниях настала давно. Ряд наших производств безна­дежно устарели и крайне нуждаются в обновлении, без которого они в любом случае были бы обречены.

Работать по-новому

- Как вы оцениваете перс­пективы ставропольских про­мышленников?

- Если взять промышлен­ный комплекс в целом, то можно с достаточной степе­нью уверенности говорить о том, что вступление в ВТО для нас в целом должно ска­заться положительно. Мы делали анализ по степени влияния на различные от­расли. Кратко охаракте­ризую ситуацию в основ­ных из них. Позитивное воздействие ожидается на производстве минеральных удобрений в ОАО «Невин­номысский Азот»: вероятное удешевление импортного технологического обору­дования должно повысить их конкурентоспособность. Снижение пошлин не долж­но сказаться и на «Ставро­лене». Наоборот, присоеди­нение России к ВТО, как ожидается, расширит внут­ренний спектр полимерной продукции и ускорит раз­витие отрасли переработки полимеров.

- Какова ситуация еще на одном гиганте химпромыш­ленности — ОАО «Арнест»?

- А вот здесь есть, о чем задуматься и над чем рабо­тать. Предприятие может «уйти» с территории края, переместившись к западным границам, поближе к рын­кам сбыта. Чтобы этого не произошло, была разработа­на модель по развитию со­путствующих производств, что дало бы возможность снижения себестоимости продукции. Но для того, чтобы проект реализовал­ся, необходима поддержка, в частности, со стороны правительства Ставрополь­ского края. Руководители большинства крупных про­мышленных производств давно уже задумались о том, как войти в ВТО без особых потрясений, предприняли определенные «защитные» меры, поэтому чувствуют себя спокойно и уверенно.

- И в чем секрет конкурен­тоспособности?

- Безусловно, у крупных предприятий есть боль­шая возможность привле­кать кредитные средства, развивать производство. К примеру, завод «Сигнал» и «Электроавтоматика», ряд других предприятий заку­пают новое оборудование, что позволит существенно расширить рынки сбыта своей продукции. Но это не единственная мера оптими­зации. Приведу другой при­мер. Завод «Энергомера», который выпускает счет­чики электрического тока, сегодня является лидером по продаже такого обору­дования в России. Задолго до вхождения в ВТО здесь были применены современ­ные принципы управления. Система бережливого про­изводства резко повысила производительность труда, что сразу сказалось на се­бестоимости продукции. Сейчас необходимо рабо­тать по-новому. Выстраи­вание стратегии предпри­ятия — шаг к современному ведению бизнеса.

Расправить крылья

- Какое будущее у неболь­ших промышленных произ­водств?

- В машиностроительной отрасли у нас есть сильное предприятие «Пятигорск­сельмаш». Оно выпускает клеточное оборудование для агропромышленного комплекса. Качество ме­талла гарантировано выше китайского, есть террито­риальное преимущество. Но можно повысить конкурен­тоспособность за счет коо­перации с предприятиями, выпускающими сопутствую­щие детали и оборудование. Нашу задачу я вижу в том, чтобы создать площадку, на которой предприятия могли «видеть» друг друга, нахо­дить возможность для дол­госрочного сотрудничества. В идеале, охватывать она должна не территорию края, а всю Россию.

- Что может послужить тормозом для положитель­ного развития событий?

- Я не открою Америки, когда вспомню знаменитое выражение «Кадры реша­ют все». Когда-то Китай «выплыл» за счет дешевой рабочей силы и высокой работоспособности насе­ления. Сегодня нам край­не необходимо вырастить кадры. Мы можем закупать самое современное высоко­эффективное оборудование, но если на нем некому будет работать, это деньги, выбро­шенные на ветер. Совмест­но с руководителями пред­приятий, минобразования края, высшими и средними учебными заведениями мы разрабатываем совместную программу, чтобы кадровый дефицит не стал действи­тельно тормозом развития предприятий.

- Не делая пространной экономической оценки: како­вы были последствия вступ­ления в ВТО других стран мира?

- Для Китая при отсутс­твии в этой стране пенси­онной системы, не утяже­ляющей бизнес, мир стал торговой площадкой. Для ряда стран Европы вступ­ление в ВТО стало мощным рычагом развития, который поднял научно-производс­твенный сегмент, подвиг­нув страну к модернизации, повышению уровня жизни. Но если обратиться к опыту Гондураса или Грузии, то там произошла экспансия товаров, которая убивает производство.

- Не ожидает ли Россию судьба последних?

- Чтобы этого не произош­ло, условия вступления в ВТО корректировались мно­го лет. В стране реализуют­ся действенные программы господдержки, призванные поддержать отечественного производителя. Субсидиро­вание трех четвертей кре­дитной ставки — один из ее традиционных механизмов. Большую роль в развитии предприятий играют так­же залоговые, гарантийные фонды. Механизм инвести­ционного фонда позволяет создавать инфраструктуру для развития новых пред­приятий. Ведется работа и в регионах. Так, наше министерство разработало ведомственную программу модернизации промышлен­ного комплекса на 2013-2015 годы, финансирование которой позволит ускорить процессы технического пере­вооружения ставропольских предприятий. В ней также предусмотрены конструктор­ские бюро по созданию но­вого оборудования, которое откроет новые возможности на рынке сбыта. Третье на­правление — это развитие системы подготовки кадров, совершенствование системы управления на предприяти­ях и оптимизация произ­водства. Мы не бросились в ВТО без парашюта с высоты птичьего полета. Убежден, напротив, что ВТО — это возможность расправить крылья и покорить новые горизонты.

Автомобили будущего на дорогах края

Этот проект можно назвать не только пилотным, но даже революционным. Ставропо­лье станет первым регионом, где появятся электромобили российского производства. Соглашение на поставку ста электротакси заключено между ставропольским ми­нистерством промышленнос­ти и энергетики и компанией «АвтоВАЗ».

- Поначалу мало кто ве­рил в реализацию проекта, - объясняет министр энер­гетики, промышленности и связи Ставрополья Дмитрий Саматов. - Но сегодня с уче­том достигнутых договорен­ностей он стал реальностью. Первые десять электромоби­лей поступят на Ставропо­лье уже в декабре нынешне­го года. Остальные 90 — до мая следующего.

Машина нового поколе­ния хорошо показала себя на испытательном полигоне. Экологическая безопасность автомобиля особенно акту­альна для курортного регио­на Кавказских Минеральных Вод. Нововведение активно поддержал мэр Кисловод­ска..

Специалисты высоко оце­нивают электромобиль и по экономическим характерис­тикам. По расходам на экс­плуатацию он значительно дешевле бензиновых «собра­тьев». Кроме того, стоимость российского электромобиля как минимум на треть ниже зарубежных аналогов при схожих характеристиках. По расчетам специалистов, окупаемость электротакси составит не более полутора-двух лет. Выступив пилот­ным регионом, Ставрополье получило преференции от производителя: «АвтоВАЗ» предоставил существенную скидку на автомобили. Кро­ме того, финансовую подде­ржку окажет правительство края.

 

Смотрите также: