Официальное название совсем не поэтичное - выставка декоративно-прикладного искусства. Но наполняемость – исключительно душевная, точнее – духовная. Ведь экспозиция Ессентукского краеведческого музея посвящена Светлому празднику Пасхи.
14 апреля 1905 года – в этот день была подписана эта пасхальная открытка. Она из частного собрания жительницы Волгограда Т.В. Ильинской. Трогательные слова поздравления к Светлому Христову Воскресению из начала прошлого века – ниточка из далекой эпохи, прерванной десятилетиями неверия, когда Пасха была запретной, как и все церковные праздники, как сама вера. Тем не менее, ростки пробивались – и люди бережно хранили все то, что связывало со светлым праздником, утверждающим торжество жизни.
- Эти листочки на пасхальной открытке кажутся выпуклыми, объемными. Они словно живые, их просто положили на бумагу и они замерли – на 106 лет, - восклицает ведущий сотрудник музея Нина Иванова.
Она старалась сделать эту выставку как можно более полной, чтобы люди почувствовали – сколько любви, души и мастерства вложено в эти пасхальные вещицы, сотканные, вышитые сегодня и дошедшие до нас из прошлых веков…
Папина открытка
С пасхальной весточки началась и коллекция Александры Чериченской. Разбирала лет двадцать назад семейный фотоальбом и наткнулась на старую открытку: черно-белое фото, раскрашенное от руки - поздравление от папы со Светлой Пасхой Христовой. Александра Александровна, а тогда просто Шурочка, получила его дома, в Моздоке, в конце 50-х прошлого века. «Папа был тогда не с нами», - она как-то замялась в разговоре, пауза наполнилась терпко-горькими, со слезами и непониманием, отголосками тех послевоенных лет. Какой могла быть дорога побывавшего в плену офицера? Колыма… Шурочка, «так папа меня называл», рассказывает сбивчиво, что «много было всего, и про плен не забыли»… Она помнит рассказы отца про то, как лежали в болотах под Ленинградом, про то, как пробивались из окружения - ранение, плен… «Папа был офицером» – повторяет сама уже бабушка, но в эти минуты просто маленькая Шурочка. Офицерам в плен было нельзя…
Он получил пожизненное. После смерти Сталина-вождя потянулись год за годом в родные края бывшие заключенные. Папа в Моздок не вернулся – у мамы была другая семья, у Шурочки – маленький братик. Она очень скучала по отцу, всей своей маленькой детской душой чувствовала, как она, Шурочка, ему дорога…
Старая пасхальная открытка выпала в руки Шурочки из конверта. Может, папа передал с кем, такое поздравление в те годы вряд ли почтой отправляли… На картинке – пасхальные яйца, цветная радостная часть черно-белого снимка. Праздничное то поздравление и подтолкнуло совсем взрослую уже Шурочку собирать пасхальные яйца. «Папа верующим был, - вспоминает Александра Александровна, - и Воскресение Христово считал праздником воистину всеобщим».
Верующей была и бабушка Шурочки, Евдокия Дмитриевна Ерошенко, она работала в храме в Моздоке, вышивала ризы. Сохранившиеся в память о ней 3 расписных деревянных пасхальных яйца стали первыми в коллекции Чериченской.
Из Северной Осетии она уехала давно – вышла замуж за военного, соседа по родной моздокской улице. Получить образование не случилось - колесили по гарнизонам. Муж Виктор служил Родине, она несла свою службу – уют создавала, растила детей. После осели с мужем в Кисловодске. …Шурочке было лет 14, когда ее родители встретились и решили начать свою семейную жизнь заново, как с чистого листа… Родилась младшая сестричка, Шурочка была помощницей… Те воспоминания совсем другие, совсем взрослые. Из детства осталась та папина открытка, полученная восьмилетней Шурочкой к Пасхе пятьдесят с лишним лет назад…
Скромная, деликатная Александра Чериченская коллекционером себя не считает. Более 60 пасхальных яиц, собранные за 20 с лишним лет – это ее дань памяти. Большому празднику, тому времени и родному человеку, давшему ей жизнь и научившему верить. А ее коллекция, впервые выставленная в кисловодском краеведческом музее «Крепость» несколько лет назад, сегодня уже путешествует по музеям региона – сегодня часть его представлена в пасхальной экспозиции в Ессентуках.
- Она едва уместилась в двух витринах: в них вы не увидите одинаковых пасхальных яиц. Они выполнены из дерева, папье-маше, расписаны причудливыми узорами. Но особенно интересны писанки из … яичной скорлупы. Ещё в древности для их изготовления применялся простой способ: в двух местах в яйце делались проколы, содержимое выливалось в пасхальное тесто, а скорлупа расписывалась, либо красилась, - поясняет старший сотрудник музея Александра Коваленко.
В нужной атмосфере
Сам музей тоже постарался – из запасников достали старинные издания Евангелия и Псалмов – праздник церковный, как без священных книг? В экспозиции – и иконы.
- Сквозь стекло музейной витрины строго смотрят лики Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Божией Матери Троеручицы, как бы благословляя всех посетителей. Это домашние иконы давнего друга музея - ессентучанина Д.Г. Полковского. Написаны они на дереве по левкасу в XVIII веке, - рассказывает Александра Коваленко.
Рядом с древними иконами – современные работы вышивальщиц. Многие специально к вернисажу подготовили полотна с пасхальными сюжетами, как Л.Н. Бугаёва. Надо сказать, что свое декоративно-прикладное искусство вышивальщицы демонстрируют в музее не в первый раз, это уже стало традицией. Но на этот раз их «полотна» объединены одной темой.
- Пожалуй, «звездой» выставки по праву можно считать уникальное творение Татьяны Ворониной: на серебристой металлической подставке – большое пасхальное яйцо из папье-маше, искусно украшенное натуральным жемчугом, кристаллами горного хрусталя, бисером, фианитом и бусами, - говорит Александра Коваленко. - Татьяна Ивановна давно принимает участие в музейных выставках. Работу над пасхальным яйцом она закончила ещё летом прошлого года, и в какой-то степени, именно её искусство дало толчок к идее появления этой выставки.
Смотрите также:
- Графика военных лет. Александр Гайдин рисует войну по детским впечатлениям →
- Пасхальная открытка из прошлого века →
- "Чистые глаза мира" →