На КМВ открылась выставка, посвящённая Крымской войне

   
   

Экспозиция совместное детище Государственного музея Льва Толстого (ГМТ) и краеведческого музея Пятигорска.

Мы старались сделать  выставку «Л. Н. Толстой защитник Севастополя 1854-1855 годов» интересной и познавательной. Школьники, которые только знакомятся с российской историей, почувствуют атмосферу тяжелых и героических дней обороны Севастополя. Это особенно важно сегодня, когда Россия на пути духовного и нравственного роста,– уверена Инна Аккерманцева, научный сотрудник филиала ГМТ в Железноводске.

Выставка приурочена к дню рождения Льва Толстого (нынче 186-я годовщина) и 160-летию обороны Севастополя, одним из героических защитников которого был командир батареи Лев Толстой. Он уехал на войну в Крыму с Кавказа.

Специально из запасников краеведческого музея достали уникальные вещи середины XIX века: фрагменты обмундирования, предметы быта и награды солдат и офицеров времён Крымской войны. Гранаты, ядра и картечь. Молодой офицер Толстой как пить дать держал в руках точно такие, а эти эполеты гвардейского поручика с золочёной нитью явно не раз попадались ему на глаза. И уж совсем живая картинка к его строкам из «Севастополя в мае»: «Ну что, ежели вдруг ночью возьмут Севастополь и французы ворвутся сюда? Чем я буду защищаться?» Он опять встал и походил по комнате. Страх действительной опасности подавил таинственный страх мрака. Кроме седла и самовара, в комнате ничего твердого не было…». Для этой иллюстрации из фондов извлекли редкие подлинные предметы – седло и самовар.

Картины боя – в рисунках Анатолия Кокорина, которого называют непревзойдённым иллюстратором «Севастопольских рассказов» и знаменитого Василия Тимма из «Русских художественных листков», а ещё рукописи, письма, черновики Льва Николаевича из коллекции ГМТ. Открывает экспозицию «Солдат». По мнению Аккерманцевой, самый яркий образ воина – вне времени, наполненный спокойной уверенностью и героизмом без пафоса. «Кокорин  был участником войны, только почти 100 лет спустя – Великой Отечественной, делал много зарисовок с натуры, у его солдат – простые русские лица, вселяющие надежду: всё будет хорошо. И будь, что будет, как говорил Толстой».

Смотрите также: