Двухметровая фигура сармата, созданная кукольных дел мастером из Владикавказа Азой Таутиевой, может украсить зал сарматской культуры музея в Лиссабоне. Туда отправлено описание воина и справка. О необычном увлечении Азы – в материале «АиФ-СК».
С настоящими волосами
Предложил это Азе бизнесмен, приобретавший у мастерицы несколько фактурных осетинских бабушек и дедушек для оформления своего ресторана в одном из европейских городов. Просматривая видео с творениями Таутиевой, он не мог не обратить внимания на статного молодца, стоящего в углу.
«Вместе с мастером-оружейником Аланом Хутинаевым мы воссоздали образ воина-сармата, - говорит Аза. - Холщовую одежду красили в отваре из луковой шелухи, кольчугу воронили в льняном масле. Использовали вяленый подшлемник и пояс из красного шёлка. Красный цвет осетины, скифы, сарматы почитали как цвет оберега».
Все шаги по изготовлению воина - процесс занял больше года - сверяли с историческими документами, дабы максимально оградить себя от притязаний на недостоверность.
Работа сама по себе филигранная. Взять хотя бы поштучное вживление настоящих волос или роспись лица. Кисти рук, ступни и головы гигантских кукол Аза запекает в домашней бытовой духовке. В маленькую печку, установленную в мастерской, они не помещаются.
«Первую куклу не люблю»
В детстве она ходила в художественную школу, но очень любила объёмное изображение: глаза так глаза, губы так губы. Кто-то из педагогов даже вынес вердикт: художника не получится, слишком неправдоподобно. После школы отправилась в Самару учиться на художника-модельера, но что-то не срослось, вернулась в Осетию, вышла замуж и стала домохозяйкой.
Как-то зашла в сувенирную лавку, а там кукла в национальном наряде. Красиво, богато, вот только лицо невыразительное, блеклое, всё впечатление портит. «У меня прямо руки зачесались, вот бы я исправила, - улыбается Аза. - Пришла домой, взялась за работу. Воображение рисует яркие картинки, а руки сделать этого не умеют. Поэтому свою первую куклу не люблю. Она до сих пор стоит у сестры в селе».
Но всё приходит с опытом. За несколько лет сделано немало кукол, получено много наград. Красивая пара, парень и девушка, в национальных костюмах даже подарена руководителю Крыма Сергею Аксенову. Уж очень она ему приглянулась на выставке в Севастополе.
Народные герои
А потом появился новый образ. Дед - из тех, кто в послевоенное время прогуливался по владикавказскому бульвару, играл на скамейке в нарды, анекдоты рассказывал, политику обсуждал - бытовой персонаж, знакомый каждому. Под стать ему пошли и бабули: одна младенца укачивает в люльке, другая масло сбивает, третья самогон гонит. Всё как в жизни.
«Если в городе это уже в прошлом, то поезжайте в село Новый Батако, где я часто в детстве бывала. Там и сейчас ничего не изменилось», - улыбается Аза.
Три года назад Аза изготовила куклу известного сказителя Гахи Сланова. Это реальный человек, живший на стыке XIX и XX веков и с помощью 12-струнной арфы пересказавший часть нартского эпоса.
Радует мастерицу, что желающих учиться изготовлению кукол очень много. Причём самых разных возрастов. Увлеченных людей ничто не останавливает: ни расстояния (многие едут из сёл), ни цены на пластик и другие материалы. А она рада учить и учиться сама. По словам Таутиевой, семь лет для кукольника не стаж. Это как начальная школа.
Смотрите также:
- Веснянка, утешница, пеленашка. Жительница Ставрополя шьет славянских кукол →
- "В мире сказок мы друг другу не мешаем" →
- Как вылепить детство? →