В ожидании Нового года мы все становимся немножко детьми и очень хотим верить в сказку.
О ней мы вспоминаем раза два в году - в день своего рождения и в эти зимние дни, когда новогодняя ночь плавно перетекает в Рождественский сочельник. Пусть кризис, проблемы, удачи и неудачи, самых долгожданных праздников никто не отменит. И в очередной раз мы будем ждать чуда, повторяя про себя загаданное желание "пока часы двенадцать бьют". Но есть на Кавминводах дом, где чудеса происходят гораздо чаще...
Здесь все пронизано сказочной энергетикой. Хотя на первый взгляд все обычно - дворик, двери, окна. У одного из них - улыбчивая молодая женщина, изо дня в день создающая сказку своими руками. Ольга Азарьянц больше 10 лет делает кукол - мужичков и бабусь из славянской мифологии. Это куклы-обереги, согласно поверьям наших предков, охраняющие покой в доме. Оля и говорит, как самая настоящая сказочница - речь певучая, и в каждом слове столько искренности и доброты! Домовой у нее - "Домовушка", так ласковее, роднее, Домовой - как-то грубовато.
За что обидели Кикимору?
Ольга старается как можно больше узнать о славянской мифологии. И чем дальше, тем интереснее. Ее любимый Домовушка, как оказалось, не одинок. Жена у него есть - Кикимора.
- Я все время думала, она - тетка недобрая, что на болоте живет, - вздыхает Оля. - Персонаж неособо положительный, а оказалось, Кикимора - хорошая, отвечает за духовное богатство семьи.
Ее супруг несет ответственность за "материальную часть" - за финансовое благополучие дома: следит за деньгами, да чтобы вор не забрался, да пожар не случился. И брать их в дом лучше парочкой - две куклы-оберега. Ольга называет их неразлучниками - они любят друг друга и обречены быть вместе.
- Когда делаю пару, а выбирают только одного, очень переживаю - разорвали семью. И если не взяли сразу двоих - очень часто возвращаются за куклой-бабусей. А она уже в другом доме... Тогда люди просят - сделайте нашему мужичку подругу, нам его жалко, он грустит, - мастерица рассказывает о своих куклах, как о живых.
И радуется, что очень многие относятся к оберегам, как к живым существам. Это - особый мир, убеждена Ольга.
Что делать, чтобы пришли в дом мир, покой, согласие? С куклами это никак не связано, говорит Оля. Нужно любить друг друга, в Бога верить, чтоб душа была чистая. И тогда не будет агрессии ни к окружающим, ни к своей семье. Главное, чтобы мир был в душе, тогда он и в доме будет. А что тому поспособствует - кукла-оберег, посещение церкви, занятия творчеством - не имеет значения.
Куклы - как люди
Специально Оля нигде не училась. Еще школьницей мечтала делать кукол, только еще не знала - как. Вязала, вышивала, мастерила, что могла, своими руками. Свою первую куклу - клоуна сделала в конце прошлого века, потом появилась "девочка с косичками". Лица она сначала вышивала гладью - выходила во двор, подбирала нитки при "живом" свете, чтобы цвет лица куколки был естественным. "Не знаю, что вдохновляет художника, я черпаю вдохновение в сказке, в славянской мифологии. Маленькие человечки - это мой мир", - говорит Ольга Ивановна.
Новая кукла может родиться из детали - вот придумала смешное ушко, или увидела вдруг хитроватый прищур, открытую щербатую улыбку. Даже пуговка забавная может дать толчок воображению - и тогда появляется образ, удивительный и неповторимый. Куклята бывают похожими - как братья. Но одинаковыми - никогда. Мастерица уверена, куклы - как люди. У них есть свой временной промежуток, они стареют и умирают. И судьба у каждой - своя.
- Я всегда знаю историю куклы, придумываю ей биографию - откуда она родом, городской ли, сельский житель. Может, этот мужичок на охоту ходил или играл на свадьбах на гармошке, - фантазирует Ольга.
В руках мастерицы рождаются строгие дедушки, старушки-разгильдяйки, добродушные бабушки, женщины с претензией, а то и мужичок-выпивоха или рубаха-парень. Случается, придуманный характер куклу не устраивает и она сама диктует мастерице, какой желает быть. Из одних энергия так и бьет - "шкодон родился", смеется мастерица. Такая то кисточки перевернет, то ручкой в краску влезет. "Была у меня такая "бабуся-хулиганка", - рассказывает Оля. - И падала, и никак не давала добропорядочную физиономию сделать - я ей один нос пытаюсь вылепить, а она его все повыше задирает, ну никак не хотела спокойной быть". Ольга Ивановна никогда от покупателей не скрывает, какие приключения сопровождали "кукольную судьбу".
Получился у нее как-то романтичный мужичок, сам светленький, ресницы черные, длинные - две недели мастерила его и все думала, вот обязательно влюбленная пара его выберет. Так и вышло.
"Надо быть в душе ребенком"
Признается, ей небезразлично, как к кукле будут относиться она, по большому счету, не игрушка. Это хранитель уюта в доме, традиционная кукла-оберег. Если говорят, что кукла не нравится, Оля утешает своих "мужичков и бабуль": это неправда, вы самые красивые. Просто души родные еще не встретились. Во многих домах куклы-обереги становятся семейной реликвией, их передают по наследству. Тот, кто поверит в эту куклу, непременно будет счастлив, говорит Ольга.
- Все, что сделано своими руками, несет энергетику. Я их добром, душой заряжаю, в каждой - частичка меня. И вдохновение тех людей, которые любят кукол, - считает она.
В доме самой мастерицы много лет живет кукла-оберег Иван. Ему Оля доверяет все свои тайны, сколько всего он знает! Сколько сделала кукол - не считает, любимых нет - "все они - как мои дети". Оба ее сына - всегда рядом: старший, 15-летний Ленечка - инвалид (после тяжело перенесенной в детстве прививки серьезно пострадала центральная нервная система) и младший Тимофей, шести лет от роду. Он вовсю пытается помогать маме - у него уже и кисточка есть.
Выразить характер куклы можно тонкими штрихами - вот "сластена" конфетку съела и фантик сохранила. "Я и обертку нарисую, притулю в кармашек сладкоежке манерной, да мои фантазии не все понимают - мусор, говорят". А то смастерила мужичка - в красивой рубахе специально локотки протирала - из тряпок что ли пошито? Мечтает Оля сделать куклу с голым пупком, другую - с ушами огромными, что на плечах лежат, да пока не решается, как-то отрезвляют отзывы... Примут ли такого? Примут, примут, - уверяю мастерицу - в нашем мире обязательно найдется место такому чудо-человечку. Ведь если он родился в руках сказочницы, значит, это кому-нибудь нужно.
Характерные куклы Ольги Азарьянц не раз путешествовали по российским выставкам. Из таких поездок она привозит других кукол - совсем не похожих на сделанных ею. "Не ссорятся?" - спрашиваю. "Что вы! В мире сказок друг другу никто не мешает!"
Что помогает ей творить этих кукол? Просто нужно быть в душе ребенком, утверждает мастерица.