Ставропольское отделение Союза писателей России отмечает свое 85-летие. Но край наш настолько богат писательскими дарованиями, что зачастую приятно удивляешься: пишут и издают весьма интересные книги, которыми зачитываешься, и люди, совершенно никак не связанные с литературной стезей.
Мне посчастливилось познакомиться с человеком, который одновременно оказался близок и к лирике, и к прозе жизни (его комментарий был опубликован к статье «Секс-бизнес процветает» в №26 «АиФ-СК», июнь 2012 г.). Дослужившись в органах МВД на Ставрополье до чина старшего офицерского состава и выйдя в отставку по выслуге лет уже в достаточно солидном возрасте, Виктор Петрович обрёл поэтический дар. Вернее, как он признаётся, «ещё в моей молодой горячей голове учитель литературы зажгла искру творчества, но только в зрелой жизни моими попутчиками стали лирические стихи». Причём собственного сочинения.
Держу в руках два лирических сборника «Тёплый ветер любви» и «Тебя нарисовал я». И сразу возникает масса провокационных вопросов. Каких, об этом дальше. Всё-таки не хочется перебивать такого неординарного собеседника. «Если это кому-то интересно, родился я в послевоенный период в с. Ореховка Петровского района, – говорит он. – Сельские степные просторы, наверное, и вдохнули в юношеское сердце лиризм, любовь к природе, и, о да, к женщине. Уже в школе я пытался писать неуклюжие стихи. А в 15 лет стал городским. Закончил 3-ю школу Ставрополя и очень благодарен классному руководителю, филологу Валентине Николаевне Васьковой. Драматические постановки, литературные вечера, конкурсы чтецов – не прошли бесследно. Но творческий потенциал только накапливался в душе, никак себя не проявляя».
В Сибирь – прямо из Парижа
Заметной вехой в жизни Никулина стал Пятигорский институт иностранных языков, стажировка молодого ставропольца в Парижской Сорбонне. После неё волею судьбы и партии он был направлен в Сибирь, в Тюменскую область, потому что совесть и честь для него не пустые слова.
В то время страна остро нуждалась в преподавательских кадрах в сельской местности. Там Виктор Петрович руководил средней школой, а ещё сотрудничал в качестве внештатного корреспондента с районной и областной газетами, увлекался художественной фотографией. А потом оказался снова на родине, в Ставрополе. Правда, работа инженера-патентоведа показалась уже повидавшему мир Никулину скучной и однообразной, и «вот я уже – замдиректора среднего профессионального училища, которому отдал пять лет своей непутёвой жизни», – продолжает он. И служба в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних. К на гражданке довелось ему поработать в комитете по законодательству и правам человека Госдумы края 1-го созыва, чиновником в горадминистрации, краевом комитете госстатистики.
Тем удивительнее, откуда рождались у Никулина столь поэтические образы.
– Виктор Петрович, у вас что не стих – всё о любви и страсти. И, уж извините, посмотрим посвящения: Светлане, Валентине, Полине – с искренней теплотой, Анне М., Нине Сосниной, А.П. – женщине, воспламенившей и погубившей меня и т. д. Почему столько женщин? Неужели можно столько раз в жизни влюбляться и посвящать разным дамам столь трогательные строки, как эти: «Нам отведен судьбой всего лишь час, чтоб встретиться, друг к другу прикоснуться, увидеть блеск твоих любимых глаз, спросить: «Соскучилась?» и нежно улыбнуться.
– Моё сердце всегда откликалось на доброту человека, на женскую порядочность, духовную и физическую красоту, рождавшие поэтический образ. Работал я не очень продуктивно: стих появлялся от восторга, от отчаяния, от взаимной симпатии к женщине, но такие моменты, вполне понятно, не возникают так уж часто в нашей жизни. И тем не менее они давали толчок творческим порывам, плоды которых – у вас в руках. Ну не вдохновляет меня природа, нынешняя родина, партия (смеётся).
С такой бы пить вино не стал…
– То есть, если я правильно поняла, вы меняли женщин как перчатки и вдохновлялись этим для творчества? Знаю, творческие люди они такие…
– В этом смысле я не модный. Сорок лет живу в браке с одной женщиной, супругой Вероникой. Мы поженились студентами ещё на 5-м курсе. Сразу родилась дочка, после окончания ставропольского мединститута она занимается врачебной практикой. В зрелые годы мы с женой «разбогатели» – у нас родился ещё и сын, теперь он уже взрослый молодой человек, специалист с университетским образованием. А что касается вашего вопроса, помните, как говорил герой фильма «Мимино»? Так вот, каждый нормальный мужчина должен хотеть Ларису Ивановну. Шутка, конечно.
– А поэт ваш любимый?
– «Сладостное внимание женщины – почти единственная цель всех наших усилий». Так мог сказать только А.С. Пушкин. Он был тот ещё хлыст! А я согласен с ним. Из современных – Дементьев, Рождественский, Гамзатов.
– Раз вы такой знаток женщин, Виктор (Никулин любит, когда в его имени ударение делают на второй слог, на французский манер), всем читательницам будет интересно знать, а что мужчины не любят в женском поле?
– Позвольте мне стихами: «Не люблю равнодушные женские лица, беспросветно-пустые, без блеска глаза, их сердца не трепещут, не бьются как птица, и в стихах о них очень не просто сказать. Не влекут эти женщины нас за собою, и любимой такую назвать мудрено. Ей цветок подарить я не смог бы, не скрою. Обнимать бы не стал или пить с ней вино…»
Этим летом у Виктора Никулина после возвращения его из Ессентуков вышел в свет уже прозаический сборник названием «Курьёзы курортной любви». Герой их всех – отставной офицер Игорь Ерохин. Как признался мне мой собеседник по большому секрету, это «реальные рассказы бывалого курортника». А какого, прочитайте и догадайтесь, читатели, сами.
А лирический сборник Никулина есть даже у известного поэта Андрея Дементьева, и он оценил талант нашего земляка по достоинству.