Вниз по карьерной лестнице

   
   

Если вас хоть раз посещала мысль о том, чтобы бросить перспективную, но отнимающую много сил и нервов работу и уехать куда-нибудь в глухую тайгу, чтобы жить там исключительно охотой и рыбалкой, или, скажем, свернуть свой бизнес и устроиться инструктором по сноубордингу в Приэльбрусье: знайте, вы не одиноки в своих желаниях.

Существует целая категория людей, которые не только думают об этом, но и порою реализуют свои стремления. Они называют себя дауншифтерами.

Я устал, я ухожу

Идеи дауншифтинга пришли к нам с Запада, где многие уже давно осознали, что работа и деньги, которые она приносит, - это не самое главное. Корни их во вполне естественном желании жить так, как хочется, а не так, как требует этого от тебя социальная среда, общество. И в России они, похоже, тоже находят уже благодатную почву.

Разрушить устоявшийся стереотип поведения, где главным критерием успеха считается статус и материальный достаток, не прочь многие. Но идут на это все-таки единицы. Впрочем, уровень, откуда начинается "понижение по собственному желанию", может быть различным, как и нижняя планка. Ведь главная цель - не аскетизм, а удовлетворение от жизни.

Собственно, это просто изменение отношения к своей работе, которая в идеале должна приносить не только деньги, но и удовольствие. Другой вопрос, что в провинции (в том числе и на Ставрополье) эта тенденция в любом случае не так ярко выражена, как в крупных мегаполисах.

С одной стороны, здесь нет таких нагрузок, с другой - все-таки уровень дохода не настолько велик, чтобы за несколько лет скопить солидные деньги и позволить себе отойти от дел, посвятив свою жизнь самому себе. К тому же подсесть на "карьерную иглу" очень легко, а чтобы "соскочить", нужно сильно постараться. Амбиции, привычки, погоня за выдуманным счастьем, а иногда и просто необходимость обеспечивать достаток своей семье, растущим детям и внукам очень сильно мешают сделать шаг в желаемом направлении.

- Это действительно очень похоже на наркотики, - говорит Кирилл Серебряков, к своим 28 годам успевший сделать неплохую карьеру в банке. - Сначала тебе кажется, что служебный автомобиль и зарплата в 20 тысяч - это предел мечтаний. И когда этот рубеж покоряется, ты уже не понимаешь, как на эти деньги можно жить целый месяц, а машину хочется уже свою, и непременно хорошую. Ты начинаешь работать больше, открываешь в себе резервы сил, чувствуешь вкус собственной значимости, наслаждаешься карьерным ростом. И вот у тебя уже есть все то, о чем ты не мог и мечтать еще год назад, но удовлетворения не наступает. Впереди маячат перспективы хорошей квартиры или загородного дома... И так до бесконечности. Точнее, как правило, до вполне определенного конца.

Освобождение или бегство?

- Какой-то статистики в этой области нет и быть не может, - говорит Олег Дронов, директор консалтингового агентства.

- Решение уйти с высокооплачиваемой работы, одним махом изменить свою жизнь - это что-то глубоко личное. Поэтому об этом не принято распространяться.

Чаще всего это приходит тогда, когда человек уже перестает думать, как заработать себе на жизнь, когда у него есть уже определенный уровень достатка. В этот момент наступает переоценка ценностей. Приходит понимание, что кроме каждодневной суеты есть что-то еще. Что-то большее. Часто при этом на первый план выходят творческие наклонности, полузабытые юношеские увлечения. Банковский служащий всю ночь гоняет на мотоцикле, чиновник с головой уходит в альпинизм и начинает, как сумасшедший, лазить по горам, преуспевающие бизнесмены превращаются в скромных библиотекарей или садоводов.

- Если говорить о людях, которые хорошо зарабатывают, их условно можно разделить на три категории, - считает психолог Наталья Уварова. - Те, кто доволен своей работой, те, кто ею недоволен и хотя бы в мыслях мечтает с ней распрощаться, и, наконец, те, кто в общем-то, тоже не питают теплых чувств к избранному способу зарабатывания денег, но при этом всем своим видом показывают, что счастлив занимать свое рабочее место.

Причем именно последняя категория чаще всего не только не приемлет саму идею дауншифтинга, но и считает людей, ее исповедующих, как минимум ущербными. То, что кто-то может себе позволить быть свободным в мыслях или поступках, вызывает у них бурную негативную реакцию. Это отношение, переходящее порой в открытую неприязнь, является своеобразной защитной реакцией. Они, спутанные по рукам и ногам обстоятельствами и привычками, предпочитают видеть в своем труде крест, который пронесут через всю жизнь. Они считают себя мудрыми и познавшими жизнь. При этом большая часть из них на самом деле - банальные приспособленцы.

Есть и более сдержанные противники дауншифтинга, считающие, что это просто-напросто бегство от себя, попытка спрятаться от проблем вместо того, чтобы преодолевать их. Впрочем, право на свое мнение может иметь каждый. Как и взгляд на свою дальнейшую судьбу. Это называется свободой выбора, которая должна быть присуща любой полноценной личности.

Возвращение к себе

Эту историю из своей жизни рассказала Ирина Балакина, девушка, которая нашла в себе силы сделать то, о чем многие только мечтают, - бросить перспективную и высокооплачиваемую работу и начать новую жизнь.

- Безусловно, в любой работе главный стимул - это деньги. По сегодняшним временам, чем их больше платят, тем лучше, а при хорошей зарплате люди с легкостью закрывают глаза на то, что их работа - не предел мечтаний и какого-то морального удовлетворения от нее ждать не стоит.

Я начинала свою карьеру именно из-за них. Не сказать, что они были самоцелью, просто тогда очень остро стоял жилищный вопрос. А после того как он был решен, что называется, затянуло. Было даже интересно заниматься тем, о чем я не имела понятия после окончания филфака. Работала много, начальству это нравилось, поэтому карьера двигалась очень быстро. В 24 года дослужилась до должности начальника эксклюзивной торговой команды по Ставропольскому краю. Причем до меня девушек на такой должности не было никогда. Естественно, будучи молодым, энергичным специалистом, можно было рассчитывать и на дальнейшие перспективы. Но в определенный момент интерес пропал. Это случилось одновременно с пониманием того, что тебе, в принципе, все об этом бизнесе известно, в том числе шаги и направление, которого нужно придерживаться, для дальнейшего профессионального роста. И модель поведения на работе, и еще много чего другого. Все это начало сильно давить.

Однажды я попала в больницу, и появилось время поразмыслить о своей жизни. И поняла, что проблема в том, что вся моя кипучая деятельность не нужна никому. А мне -так в первую очередь. Захотелось все поменять и, собравшись с силами, я написала заявление об увольнении. Это шокировало всех моих коллег (за исключением тех, кто метил на мое место), а начальник даже приходил домой, чтобы попробовать убедить остаться, обещая отпуск и еще много всяких благ. Но решение уже было принято. Я продала машину, в этот же день улетела в другой город и еще ни разу не пожалела об этом. Жизнь постепенно стала яркой и разнообразной. Сейчас у меня растет дочь. И оглядываясь назад, я понимаю, что есть вещи куда важнее карьеры. Например, научить ребенка делать "ладушки", убедить его в том, что каша- это вкусно и в награду услышать "мама".

Чем займусь, когда ребенок вырастет, еще не знаю, просто не думала об этом. Но в бизнес не пойду ни за что.

Смотрите также: