Новый корпус средней общеобразовательной школы №8 села Русского в Курском районе готовится к встрече своего 10-летнего юбилея. Именно за эти годы образование вышло на качественно новый уровень. В День знаний мы встретились с директором школы Юлией Чинаевой.
Культурный центр
Ольга Волик, «АиФ-СК»: Юлия Викторовна, что представляет из себя сегодня школа?
Юлия Чинаева: Образованию в нашем селе более 100 лет, но очередную новую веху в своём развитии оно получило с открытием новой школы в 2007 году. Построили её рядом со старым корпусом, это одна из трёх школ в муниципальном образовании Русского сельсовета. Сегодня в её арсенале – просторные учебные аудитории, спортивный и актовый залы, компьютерные классы, столовая, современное оборудование, есть доступ в интернет в каждом классе. Есть и стадион, где проходят уроки физкультуры и спортивные соревнования. Всего у нас 384 ученика, а в этом году в первые классы пришли 32 ученика! Но главное, в настоящее время наша школа – это сердце села, социокультурный центр – открытая система, обеспечивающая на территории села единое образовательное пространство. Положительное воздействие школы на жизнь социума, укрепление традиций, уклада жизни происходит за счёт внешней связи школы с администрацией муниципального образования Русского сельсовета, с отделом образования администрации Курского муниципального района и информационно-методическим центром, Домом культуры, сельской библиотекой, советом ветеранов, советом депутатов муниципального образования Русского сельсовета, казачьим обществом и другими.
-Как вы считаете, чем отличается сельская школа от городской?
- Кадровый потенциал нашей школы, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе, создаёт условия для проведения на базе школы мероприятий разного уровня – от сельского до межрегионального. Совместный план работы, объединивший возможности различных учреждений социума и школы, сделали систему работы общим делом. И сегодня мы – общественно-активная школа.
В отличие от городских школ, где рядом находятся различные дома детского творчества, секции, клубы, детские студии, в селе это всё сфокусировано в одной школе. Мы занимаемся не только воспитанием и образованием детей, но и организовываем досуг, развиваем их, помогаем раскрыть свои таланты, стать активными, инициативными. Поэтому дети после занятий домой не торопятся, а школа открыта фактически весь рабочий день - с 8 утра до 17 вечера.
На мой взгляд, сельские школьники несколько отличаются от городских, потому что воспитываются в разных условиях. Среда села более консервативна, устойчива и традиционна, а родители и односельчане имеют большое влияние на воспитание детей, следовательно, мы знаем каждого ученика.
- На чём особенно акцентируете внимание в повседневной работе с учениками?
- Мы очень много внимания уделяем любви к своей малой родине – селу Русскому, именно здесь начинается любовь ко всей нашей огромной стране. Сегодня перед нами стоит архиважная задача – удержать и объединить молодёжь, вырастить гражданина! Учим детей успешно адаптироваться в обществе, делать правильный профессиональный выбор в жизни. Наша гордость – выпускники, которые учатся в медицинских, юридических, педагогических вузах, в военных учебных заведениях и становятся просто хорошими, порядочными людьми, честными тружениками. Отрадно, что наши бывшие школьники сегодня стали выбирать и аграрные профессии. А главное - село не пустеет. Выпускники школы, впитав с детства уважение к родной земле, после окончания вузов приезжают на работу к себе домой.
Своя газета
- Расскажите о достижениях школы и лучших ее выпускниках.
- Школа гордится своими выпускниками. Из её стен вышли: генерал-лейтенант, командир авиационной дивизии Буханцев Алексей Родионович, старший лейтенант Валерий Гончар (посмертно награждён орденом Красного знамени, погиб в Афганистане), более 120 учителей, более 30 выпускников высших военных училищ и много других.
Среди выпускников школы прошлых лет - депутат краевой думы Александр Ищенко и руководитель ПМК «Русское» Александр Дыдымов, которые сделали много для строительства новой школы. Александр Дыдымов и сегодня помогает решать насущные проблемы школы. Гордятся учителя и своими выпускниками разных лет. Их много. А если говорить о выпускниках нового времени и новой школы, то это Валерий Чинаев – в 2012 году победил в первом краевом конкурсе ученического самоуправления «Лучший президент детской организации», сегодня он успешный студент аграрного университета, Виктория Куриленко – включёна в сборник лучших выпускников Ставропольского края 2012 года, Константин Шидокаев – активист, инициатор, золотой медалист 2014 года и многие другие. Наверняка и эти ребята добьются больших успехов в жизни!
За 10 лет новой школы у нас много побед и достижений, было 7 серебряных и 3 золотых медалиста, а прошлый год для нас вообще стал знаковым. У наших детей и педагогов было очень много побед и достижений в образовательных, спортивных, культурных и профессиональных конкурсах различного уровня. И тот факт, что в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» мы вошли в федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы по государственно-общественному управлению, тоже говорит о многом. Значит, много сделано, но ещё больше предстоит сделать. Благодаря этой программе получено современное оборудование, и у нас появилась возможность стать ещё более информационно открытыми для общественности, делиться опытом работы с педагогами. С 2016 года в школе выпускается собственная газета «Новое поколение».
- А у вас есть награды?
- Я стала лауреатом краевого конкурса «Директор школы Ставрополья-2015» в номинации « За вклад в гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи в поликультурной образовательной среде», «Почётный работник общего образования Российской Федерации», награждена грамотами министерства образования и молодёжной политики Ставропольского края, грамотой губернатора Ставропольского края в 2012 году.
Кадры решают все
- Расскажите о своем коллективе.
- У каждой школы есть свои особенности и традиции. Одной из особенностей нашей школы является возвращение в неё выпускников и сохранение традиций, которые нам передают ветераны педагогического труда. Методический опыт работы, наработанный такими учителями, как Фрида Молотилина, Вера Пивоварова, Александра Буняева, Вера Цамалаидзе, используется и сегодня, а новое поколение успешно внедряет новые образовательные технологии. В настоящее время 52% педагогов - это выпускники нашей школы, которые и являются продолжателями традиций образования и помогают формированию сплочённости коллектива, успешно внедряют новые образовательные технологии. Педагогический коллектив полностью укомплектован, нет ни дефицита кадров, ни текучки. Я рада, что со мной работают коллеги – мои учителя: Паукова Татьяна, учитель русского языка и литературы, Саркисян Марина, учитель английского языка, Галушко Валентина, замдиректора по учебно-воспитательной работе, учитель истории. Креативно, ответственно подходят к процессу обучения и воспитания Радышева Оксана, Алдатова Светлана, Хежева Оксана, Жанна Гришанова, Олеся Галушко, Алла Сергачёва, Марина Зайцева, Елизавета Музаева. Рядом работают и учителя с большим стажем, и молодые специалисты. Вот такой тандем опыта и энергии получился.
Вне уроков
- Есть ли у школы свои спортивные достижения?
- Спорт и гражданско-патриотическое воспитание – два стратегически важных направления в развитии школьников в селе Русское.
Гордость села футбольный клуб «Строитель». Президентом и главным спонсором команды является большой любитель спорта предприниматель Александр Дыдымов. Последние 5 лет ФК «Строитель» находится в лидирующей группе в первенстве СК по футболу. На базе школы ведутся секции по футболу, волейболу, легкой атлетике, вольной борьбе и туризму. Ученики успешно выступают на предметных олимпиадах по физической культуре, становятся победителями муниципальных, зональных и краевых этапов.
Администрацией села учреждены переходящие кубки по различным видам спорта среди учащихся школ района. За активное участие в школьной жизни к главе администрации села Русского Николаю Цикишеву дети, родительская общественность относятся с большим уважением и просто любят. Во многом благодаря его поддержке удаётся решать проблемы сельской школы.
Ничто не забыто, никто не забыт
-В советское время большое внимание в школах уделялось истории страны и своей малой родины. Сегодня сельская школа в состоянии возродить эту эстафету памяти?
- Не забывают в нашей школе и историю страны, и подвиги её сыновей. В 2009 году в школе открыт Музей боевой и трудовой славы. Это было большое событие для детей и всех жителей села. После открытия музея ученики гораздо больше узнали о героях-односельчанах, заново открыли для себя книгу истории своего родного села. Наш музей в 2010 году в краевом конкурсе музеев занял 3 место. В числе мероприятий по сохранению памяти об учениках, учителях, односельчанах регулярно проводятся заседания совета музея, экскурсии, оформление и выпуск тематических папок о династиях трудящихся, неоценим материал об участниках Великой Отечественной войны. В рамках Совета музея функционирует объединение «Память», которое занимается поисково-исследовательской деятельностью. В работе музея принимают активное участие педагогический коллектив, родительская общественность.
Патриотические акции в школе проходят не разово, а в течение всего года. На торжественных линейках, вечерах памяти, парадах юнармейцев, флэш-мобах, в конкурсах военной песни, сочинений и рисунков школьники вспоминают памятные даты. Учащиеся активно принимали участие в акции «Знамя Победы», а акция «Бессмертный полк» в этом году объединила практически всех односельчан.
Комментарий
Екатерина Пьянкова, старшая вожатая школы №8 села Русского:
- Я определилась с выбором педагогической профессии ещё в школьные годы. В 2014 году принимала участие в региональном конкурсе «Моя будущая профессия», организованном СКФУ, и отмечена дипломом 1 степени в номинации «Педагогика».
А вернулась в свою школу потому, что она родная, здесь работают мои учителя. В селе мне комфортнее жить. В городе слишком шумно, в большой толпе чувствуешь себя зачастую одиноким. В этом году окончила Ставропольский государственный пединститут (филиал в г.Будённовске) и вернулась работать в родную школу пока на должность старшей вожатой, но в перспективе буду учителем начальных классов. По специальности я педагог коррекционного начального образования. Мне очень интересно изучать психологию детей и помогать им.
Александр ИЩЕНКО, депутат Думы Ставропольского края:
- Родился и вырос я в селе Русском, тогда это был хутор.
А учился в бывшем амбаре колхоза «Калинин». Такое зернохранилище было переделано под школу. Между классами поставили тонкие перегородки вместо стен и в каждый такой «класс» – печку-буржуйку. Это было начало моей учёбы. Потом построили маленькую одноэтажную школу. Она так и осталась стоять рядом с новой школой, теперь в качестве подсобного помещения. Во времена Советского Союза выстроили 2-этажную «коробку», планировалось построить школу на 500 мест. Но с 1991 года этот долгострой так и завис. Тогда и решил, если не будет новой школы в родном селе, то грош мне цена. Сначала удалось заручиться поддержкой губернатора и войти в краевую программу финансирования, а затем и в федеральную. Конечно, было потрачено много сил и нервов, но в конце концов неосвоенные деньги по федеральной программе нашли во Владивостоке…и оттуда средства были переправлены на строительство школы в селе Русском. Большое спасибо коллективу ПМК «Русское», который непосредственно занимался строительством объекта. А на торжественном открытии школы в 2007 году краевая власть отдельно подчеркнула, что это лучшая школа на востоке края.