Без осмотра
В жизни каждого автомобилиста раз в год наступает особый период: истекает срок действия полиса ОСАГО, нужно получать новый. Для этого необходима диагностическая карта, которая выдаётся после техосмотра.
Сегодня нервотрёпки никакой.
Магазин запчастей в центре Ставрополя. На торговой стойке объявление «Техосмотр за 15 минут».
«Давайте документы, – парень за стойкой протягивает руку. – Какой пробег? 127 тысяч км… Марка шин? Записал. Подождите 10 минут. С вас 800 рублей».
Машина – старенький потрёпанный «жигуль» – всё это время стоит на парковке возле магазина. Но могла бы и не стоять. Никому из выдающих-продающих диагностические карты это не интересно. Что с тормозами, светом, управлением? Не важно! На авто даже не взглянули.
После такого ТО волновать начинает другое – сколько автомобилей получили удостоверение безопасных, несмотря на возможные неисправности? Сколько их сегодня на дорогах? И чего ради мы отдаём непонятно кому 800 рэ за бессмысленную бумажку?
Ответственности – ноль
В крае зарегистрировано более миллиона автомобилей. С каждого по 800 рублей – громадные деньги, почти миллиард. И откусить от этого пирога стремятся многие. Станции техобслуживания, магазины запчастей, страховые компании.
«Страховка ОСАГО стоит 5400 примерно, если диагностической карты нет, техосмотр можно пройти у нас, – предлагает представитель страховой компании. – Процедура очень быстрая – минут десять. Не волнуйтесь, проблем не будет».
Сейчас в крае действуют 62 оператора технического осмотра, имеющие 70 пунктов ТО (9 из них в Ставрополе).
«Главная цель ТО – проверка технического состояния автомобиля на соответствие требованиям техрегламента, – поясняет Юлия КУЗЕМСКАЯ, инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю. – Проверяется всё – тормозная система, двигатель, рулевое управление, внешние световые приборы, выхлопная система, все узлы и агрегаты. Ведь причиной ДТП может стать любая неисправность, в том числе и тонировка. Вот на днях в Грачёвке была авария. Неправильно выставленный свет фар ослепил водителя на встречной полосе, он потерял управление, вылетел на обочину – пострадал ребёнок».
Техосмотрами ГИБДД не занимается с 2012 года. Причиной такого решения стала борьба с коррупцией. Но из двух зол в итоге выбрали большее. Коррупции нет, всё легально продаётся, но о безопасности на дорогах говорить теперь бессмысленно. Статистика это подтверждает. Если, к примеру, в 2010 году с технеисправностями было связано 4% ДТП, то сейчас (данные за 8 месяцев этого года) 19,9%. То есть каждая пятая авария – по техническим причинам!
«Привлечь к ответственности предприятие, которое выдало диагностическую карту, практически невозможно», – говорит Куземская.
Аттестаты аккредитации на проведение ТО выдаёт Российский союз автостраховщиков.
На него же возложены и функции по проведению проверок операторов технического осмотра на соответствие требованиям аккредитации, а также на соблюдение ими правил проведения технического осмотра.
Основанием для проверки может стать поступившее в РСА заявление о нарушении. Как сообщили «АиФ-СК» в Российском союзе автостраховщиков, пока за нарушение правил проведения техосмотра действие аттестата аккредитации приостановлено только у одного оператора.