На минувшей неделе в редакции "АиФ"-Северный Кавказ" прошла "горячая линия". На вопросы читателей ответили и.о. директора комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя Александр Николаев и заместитель начальника отдела координации потребительского рынка и защиты прав потребителей Вера Иванова.
Были заданы самые разные, подчас острые и неожиданные вопросы. Почти все они так или иначе связаны с Федеральным законом "О защите прав потребителей".
Зоя Владимировна, Ставрополь.
- Добрый день! Я недавно столкнулась с тем, что мне отключили домашний проводной телефон без предупреждения. Как я выяснила потом, за неуплату. Это было так неожиданно для меня, тем более что я плачу всегда в срок и не знала о задолженности.
- Связисты нарушили правила, отключив вам связь без предупреждения. Пунктом 118 "Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи" предусмотрено, что оператор связи обязан был уведомить вас о приостановке оказания услуг связи в письменной форме и с использованием автоинформатора. Обратите внимание на союз "и".
- Здравствуйте, из Левокумского района беспокоят. Помогите, пожалуйста, разобраться, как нам быть с электроэнергией. В сети постоянные перебои напряжения. Куда обратиться?
- Советуем вам написать заявление на руководителя вашей районной "Электросети". Укажите, что регулярно платите за свет и просите обеспечить вам надлежащее качество подачи электрической энергии в соответствии с действующим ГОСТом. Копию заявления оставьте себе. Если через месяц никакой реакции не будет, обратитесь с жалобой в "Ростехнадзор", расположенный в Ставрополе по ул. Мира, 313.
- Здравствуйте, это Юлия из Светлограда. Скажите, пожалуйста, кто-то борется с засилием добавок "Е" в продуктах? Даже в детских соках и йогуртах их полно!
- Конечно, контроль осуществляется. Как правило, продукция изготавливается в соответствии с документами, ГОСТами, в нее закладываются только допустимые добавки. Но, конечно, есть и недобросовестные изготовители. Есть у нас контролирующая организация - Управление Роспотребнадзора по краю, которая вправе все это проверять. Конечно, это не 100-процентный контроль, но вы можете в случае покупки товара сомнительного качества написать заявление с просьбой проверить определенную партию товара.
Елена, Ставрополь.
- Добрый день! Я отнесла в починку дорогой сотовый телефон. Мне на время ремонта выдали дешевую модель. Это разве правильно?
- Вам должны выдать аналогичный телефон. Однако это не значит, что будет предоставлена точно такая же марка. По закону продавец должен предоставить товар, обладающий такими же основными потребительскими свойствами.
- Добрый день, Светлана из Невинномысска звонит. Меня беспокоит такой вопрос. Действует ли закон "О защите прав потребителей" на рынках? Недавно купила томатную пасту на рынке, открыла - а она заплесневевшая. Я попыталась вернуть, а мне говорят: "Мы вас впервые видим, вы не у нас покупали".
- Как вам сказали? "Вы не у нас покупали"?
- Да, так и сказали...
- Это сложный случай. Продавец должен был вам выдать кассовый чек, который удостоверяет факт покупки. А управляющая рынком компания обязана, согласно закону о розничных рынках, обеспечить соблюдение торгующими требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчётах с покупателями. Советую вам обратиться за помощью в службу по защите прав потребителей местной администрации или территориальный отдел управления Роспотребнадзора по СК по адресу: г. Невинномысск, ул. Чайковского, 3.
- Здравствуйте! Это Ольга Семенова из Пятигорска. Помогите, пожалуйста, разобраться. Я купила электрочайник, а он оказался неисправен. Отнесла в магазин, чтобы обменять на новый или получить деньги. Но мне отказали, сославшись на то, что чайник я принесла через 17 дней, а если возвращаешь покупку после 15 дней, прав на ее обмен уже нет...
- Это абсолютно не так! Явное нарушение закона "О защите прав потребителей". Да, в поправках к этому закону, введенных в декабре прошлого года, действительно указывается срок 15 дней, в течение которого можно вернуть или обменять товар. Но перечень этих товаров утвержден постановлением правительства РФ от
13 мая 1997 г. N575 и касается только очень крупных покупок, таких, как яхта, автомобиль, трактор, снегокат, холодильник, морозильник, стиральная машина-автомат и т.п. Магазин обязан провести проверку качества и убедиться, что вашей вины в поломке нет.
Если в чайнике обнаружен будет заводской брак, вам обязаны его обменять, вернуть деньги или отремонтировать. Выбираете вы. Надеюсь, вы не включали чайник без воды?
- Нет, конечно.
- Тогда после проверки качества, которая засвидетельствует, что вы не виноваты, магазин должен удовлетворить ваши требования. Советую написать письменное заявление на руководителя магазина в двух экземплярах. Закон устанавливает срок 10 дней на возврат денег. Если в течение этого срока ваши требования не будут удовлетворены, обращайтесь в отдел торговли администрации города или в пятигорский отдел Управления Роспотребнадзора по СК в Пятигорске по адресу: ул. Университетская, 36-а.
- Здравствуйте! Анатолий Резнов из Ставрополя беспокоит. У меня такой вопрос. Должен ли я хранить упаковку, так сказать, на всякий случай? К примеру, если вдруг техника выйдет из строя, и я захочу вернуть ее в магазин, а меня заставят возвращать ее в упаковке?
- Да, это требование правомерно, если в гарантийном талоне есть отметка о том, что упаковку следует хранить в течение гарантийного срока. В противном случае можете смело избавляться от нее.
Марина Каленкова, Михайловск.
- Добрый день, Александр Викторович! У меня порвались туфли. В магазине предложили: давайте проведем экспертизу. Если она покажет, что туфли порвались не по вашей вине, вернем деньги или отремонтируем. В обратном случае ничего оплачивать не будем. Они правы?
- В этом случае продавцы правы. Если независимая экспертиза доказала, что виноваты действительно вы, требовать возврата денег вы не имеете права и должны оплатить экспертизу. Однако у вас есть право оспорить заключение экспертизы в мировом суде.
- Здравствуйте, Алла из Ставрополя. У меня маленький ребенок. Хотела купить ему русскую матрешку, но в магазинах все матрешки китайские...
- Что вам сказать... Да, китайские товары, в том числе игрушки, заполонили прилавки. Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю регулярно проверяет качество игрушек и других товаров. Я не знаю, зачем вы рискуете, покупая на рынках...
- Но ведь и в магазинах то же самое...
- Я сама иногда пытаюсь найти что-нибудь русское. Знаете что? Я вам советую обращать внимание на информацию о товаре. Если есть подробные сведения об изготовителе, покупать можно. К примеру, если указаны название завода, его почтовый и электронный адреса, телефоны.
- А можно ли как-то проверить, соответствует ли качество товаров стандартам?
- Безопасность реализуемых товаров контролирует ставропольский отдел Ростехрегулирования по СК. Его адрес: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 7-а.
- Здравствуйте! Ирина из Ставрополя звонит. Недавно я заказала диван, заплатила за него деньги. Обещали привезти через три дня. Больше недели прошло, а диван до сих пор не доставили. Что мне делать?
- Обратитесь к директору магазина, потребуйте письменного объяснения с указанием сроков доставки мебели. В закон "О защите прав потребителей" внесены поправки, согласно которым вы имеете право за каждый день просрочки требовать возмещения неустойки в размере 0,5 % от оплаченной вами суммы.