Примерное время чтения: 8 минут
102

Свободу движению. В Северной Осетии прошла «дорожная революция»

АиФ-СК №49 03/12/2014
Кира Куликова / АиФ

Год назад жителей Северной Осетии спросили о том, чем они больше всего недовольны. В трёх районах республики с огромным перевесом «победили» плохие дороги, затмив даже проблемы ЖКХ. Повторный опрос пока не проводили, но уже сейчас очевидно, что результаты изменятся.

Где нужнее

За один лишь год транспортные артерии районов привели в порядок: отремонтировали разрушенные участки региональных трасс, «довели до ума» дороги между поселениями, улучшили состояние улиц. Там, где была «гравийка», сегодня – асфальтное полотно, которое по качеству не уступает европейскому. Обновить удалось даже те отрезки дорог, что десятилетиями ждали ремонта.

Фото: АиФ/ Кира Куликова

Как? Хороший вопрос. В этом году по всей стране в дорожный фонд поступило меньше средств, чем было запланировано. Причина – снизилась собираемость акцизов на топливо (акцизы – один из главных источников пополнения фонда). В республике «недобор» составил почти 30%. Денег больше не стало, так в чём секрет?

Кстати
На участке дороги Дигора-Ардон протяжённостью 9 км, где в этом году провели масштабные ремонтные работы, в ближайшие дни установят информационный экран. Он станет первым на Северном Кавказе. Подробности читайте в декабре на сайте stav.aif.ru.
«Дорожная революция» – так местные жители окрестили масштабное обновление дорог в республике – состоялась благодаря новому подходу к распределению средств. Его придумали и воплотили в жизнь специалисты республиканского комитета дорожного хозяйства.

«Раньше субсидии из дорожного фонда распределяли равномерно между всеми муниципалитетами исходя из протяжённости дорог, – рассказывает Георгий КАЗБЕКОВ, председатель комитета. – Система себя не оправдывала: латали везде понемногу, а заметного результата не было. Мы предложили принципиально новый способ работы. Изучили статистику, выявили, где самая тяжёлая ситуация с дорогами, определили объекты, которые подлежат ремонту и реконструкции, и предложили сосредоточиться на них, направив туда максимум усилий. Программу мы представили в правительстве республики, где получили одобрение и поддержку.

На практике дело обстояло так: предположим, между населёнными пунктами проложено 7 км дороги. Раньше ежегодно выделяли средства на ремонт только одного километра. На каждом отрезке могли работать разные подрядчики, их сложно было призвать к ответу, если требовался гарантийный ремонт. Жители испытывали бесконечные тяготы дорожного строительства, а удовольствия от движения – никакого. В этом году сформировали заказ сразу на семь километров, чтобы населённые пункты связала ровная и безопасная дорога».

Через трудности

Программа рассчитана на несколько лет. Пока она затронула Дигорский, Ирафский и Ардонский районы. Но дороги в других районах также не оставили без внимания – туда направили средства, которые выделяли на содержание и ямочный ремонт. Ведь новым дорогам они не нужны.

В следующем году планируют ремонт дорог Моздокского, Пригородного и Кировского районов. В 2016 году – Правобережного и Алагирского. В 2017 году усилия сосредоточат на Владикавказе. До 2020 года все дороги республики приведут в нормативное состояние. Что потом? Будут строить новые магистрали и развязки. Ведь жизнь не стоит на месте, машин на дорогах больше с каждым днём. Также в республике ожидают и приток туристов. В горной Осетии реализуют сразу несколько курортных проектов, в числе которых Мамисон, где реализуют федеральные программы.

Фото: АиФ/ Кира Куликова

«В этом году работники комитета и подрядчики отработали на все 100%, – продолжает Георгий Казбеков. – За один сезон, буквально за полгода, привели в порядок более 100 км дорог региональных, муниципальных и межмуниципальных дорог. Какой ещё регион Северного Кавказа может похвастаться таким результатом? Сделали всё качественно и в срок. На одном из объектов подрядчик по договорённости с комитетом выполнил работы сразу за два года – 2014-й и 2015-й».

Скрывать не стали – не обошлось без трудностей. Где-то по проекту нужно было снять 5 см старого асфальта и уложить новый. Снимают, а там – чернозём. Что делать? Можно было бы бросить, отложить. Поступили по-другому. Оперативно переделали проект. Дорогу построили практически заново, начиная с основания.

«Препятствия есть всегда, – объясняет руководитель комитета. – Если хотя бы на одном этапе проект «затормозится», реализовать его не получится. У нас было главное – взаимопонимание, которое помогло преодолеть трудности».

Георгий Казбеков возглавил комитет 20 марта 2014 года, когда дорожный сезон уже начался. Через пять дней после вступления в должность он защищал разработанную в комитете программу перераспределения субсидий на заседании правительства республики. В кратчайшие сроки подготовили документы для аукционов по каждому объекту. Работали порой днём и ночью.

«Недовольные были?» – спрашиваем. «Нас поняли, но не все были готовы работать на результат, уходили», – отвечает Казбеков.

Новых сотрудников отбирали по конкурсу. Претенденты нашлись даже за пределами республики. Например, начальником отдела ремонта и реконструкции дорог стал специалист из Воронежа. Между тем кадровый вопрос в дорожной отрасли сегодня один из самых острых. Не хватает квалифицированных специалистов: проектировщиков, химиков-технологов, которые могли бы следить за качеством асфальта и разрабатывать новые формулы, инженеров, машинистов для работы на современной технике и даже рабочих.

По словам Георгия Казбекова, комитет активно развивает сотрудничество с вузами, выпускающими работников дорожного хозяйства.

«Толковые ребята есть, – говорит руководитель. – Раньше из 25-30 выпускников профильного факультета по специальности устраивались двое-трое. Отныне, надеюсь, большинство сможет найти себя в профессии».

Следить за весом

Качество дорог зависит не только от того, как их построили. Важно правильно эксплуатировать, а значит, не перегружать. Северная Осетия – транзитная республика. Огромный поток машин идёт через неё в соседние регионы и страны Закавказья. В погоне за выгодой владельцы фур превышают допустимые нагрузки на ось. Дорога, какой бы прочной она ни была, проседает, образуются колеи, разрушается даже новый асфальт.

Решить эту проблему в республике хотят с помощью мобильной станции весового контроля (она представляет собой автомобиль со специальным оборудованием). Станцию можно развернуть на любой дороге в любой момент и штрафовать всех нарушителей. В дальнейшем, по словам Георгия Казбекова, комитет планирует привлечь инвесторов, чтобы строить на мостах пункты автоматизированного весового контроля. Это будут, по сути, обычные камеры видеофиксации, синхронизированные с весами, вмонтированными в мост. Такой опыт уже опробовали в одном из российских регионов, результаты хорошие.

После встречи с нами Казбеков спешит на объект. Так проходит каждый его день. До обеда - на работе, а затем – в дорогу, чтобы лично увидеть, как обстоят дела на каждом участке, пообщаться с рабочими и местными жителями. Может быть, в этом причина успеха, которого удалось добиться в дорожном хозяйстве республики за полгода? Или в умении руководителя объединить усилия множества разных людей ради общего дела? Время покажет – впереди ещё много работы. Но уже сейчас комитет намерен пригласить руководителя Федерального дорожного агентства и профильных ведомств из разных регионов страны на совещание в Северную Осетию. Республике есть что им показать. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах