После масштабной реконструкции открылся Рокский тоннель, соединяющий Северную и Южную Осетии.
Война добила
Тоннель проходит через Главный Кавказский хребет на 93-м километре Транскавказской магистрали. Это самый короткий путь из европейской части России в Закавказье, Турцию и Иран.
Тоннель спроектировал инженер Рутен Гаглоев в двадцатых годах прошлого века. Его начали строить в 1930-м году. Но продолжили лишь в семидесятых. Высокогорное сооружение стало самым протяженным автомобильным тоннелем в СССР. В годы перестройки трасса, по сути, оказалась бесхозной. Техническое обслуживание прекратилось, инженерная инфраструктура трассы и тоннеля устарела, не было противолавинных установок, не работала система вентиляции. Но окончательно вывела тоннель из строя военная техника, шедшая здесь во время грузино-осетинской войны в августе 2008 года.
Водители автобусов вспоминают, что проехать в то время через тоннель было очень сложно: «Если в сторону Южной Осетии двигалась колонна, ждали час, полтора или два. Как только появлялось «окно» – проскакивали, но при этом приходилось наглухо закрывать окна, потому что можно было задохнуться от гари и выхлопных газов в тоннеле».
Звено укрепили
Два с половиной года назад транспортный коридор закрыли на ремонт. Он попал в федеральную программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.». Работы завершили с опережением графика.
«Легендарный Рокский тоннель все годы служил нам верой и правдой, – отметил глава РСО-А Таймураз Мамсуров на торжественной церемонии открытия. – Он обеспечил крепкое рукопожатие между Севером и Югом. В годы войны выдержал такие нагрузки, которые не могли предусмотреть проектировщики».
Современное покрытие, гидроизоляция, новейшая система вентиляции и пожаротушения, видеонаблюдение – связующее звено между двумя республиками стало крепче, шире и безопаснее. Стоимость реконструкции – более 20 млрд рублей. Не просто экономически и стратегически важной магистралью, а дорогой жизни назвал президент РЮО Леонид Тибилов Рокский тоннель.
Сейчас строители приступили к третьему этапу реконструкции – ремонту сервисной штольни, по которой осуществлялось реверсивное движение, пока тоннель был закрыт. (Она находится рядом с тоннелем.) Работы планируется завершить к концу следующего года.
Строительная каска с шампанским, установка дорожного знака «Проезд открыт», и движение пошло полным ходом. Порталы транспортного коридора окрашены в цвета российского триколора со стороны Северной Осетии и бело-желто-красного флага – со стороны Южной.