Жил на острове, ел траву. Единственный в РФ след игуанодона покажут публике

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-СК 17/06/2020
Длина отпечатка игуанодона на каменной плите в Кисловодске - 40 см, ширина - 35 см Пресс-служба СКФУ

В национальном парке «Кисловодский» может появиться новая достопримечательность - фрагмент скалы с отпечатком лапы игуанодона. Артефакт был обнаружен совершенно случайно рабочими на территории водоканала в 1988 году. Сейчас обсуждается возможность переноса плиты в более доступное туристам место. «АиФ-СК» выяснил, чем важна эта находка для науки и в чём её уникальность.

Отпечаток из прошлого

Следы динозавра были обнаружены в Кисловодске в районе Лермонтовской скалы. Учёные считают, что игуанодон жил в регионе 120-130 млн лет назад в меловой период, его вес мог достигать трёх тонн.

Первые в мире окаменелости игуанодона нашёл в Англии в 1825 году геолог Гедеон Мантелл. Впоследствии палеонтологи выяснили, что рептилия была растительноядной и обитала на территории современной Азии, Европы и Северной Америки. Игуанодоны могли перемещаться как на двух лапах, так и на четырёх. Отличительной особенностью травоядного гиганта был острый коготь на большом пальце для защиты от хищников.

Реконструкция особи игуанодона.
Реконструкция внешнего вида особи игуанодона. Фото: Википедия/ Durbed

Уникальность ставропольской находки в том, что это первое и пока что единственное подтверждение обитания игуанодонов на территории России.

«В те времена здесь суши практически не было. Там, где сейчас находится Ставрополье, плескалось море. А суша была только островная, - говорит старший научный сотрудник Ставропольского музея-заповедника, известный палеонтолог Анна Швырева.

Особенность кисловодского артефакта ещё и в происхождении самой плиты, на которой находится отпечаток. Как выяснили геологи, игуанодон прошёлся по очень редкой породе, которая почти полностью состоит из оолитового известняка. Чтобы на подобной поверхности след сохранился и дошёл до наших дней, требовалось стечение множества случайных природных факторов: поверхность, по которой прошёл динозавр, должна была находиться под солнцем и оставаться влажной или же быть под водой, но на глубине не более полуметра.

«Чтобы лапы игуанодона оставили следы на этой породе, она должна быть пластичной, то есть не рассыпчато-мягкой, а наоборот, способной деформироваться и сохранять форму. Это соответствует строго определенному периоду формирования осадочных отложений», - поясняет инженер-лаборант кафедры геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Института нефти и газа СКФУ Михаил Шерстюков.

Геофизики предполагают, что на скале могут быть и следы других динозавров. Учёные планируют продолжить исследования и обнаружить их, выяснить, кто миллионы лет назад обитал на территории сегодняшнего Ставрополья.

Сохранить и изучить

Сейчас у туристов и кисловодчан нет никакой возможности увидеть своими глазами древний артефакт, так как он располагается на территории режимного объекта.

«Плита представляет собой отколовшийся фрагмент скальной стенки, размером три на четыре метра, и более чем на пять с половиной метров заглублённый в грунт. Результаты геохимического анализа показали, что следоносный слой находится в самой кровле скального разреза и обнажается в районе Лермонтовской скалы», - рассказывает доцент кафедры геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Института нефти и газа СКФУ Валерий Якушев.

По словам Анны Швыревой, объект с отпечатком динозавра охраняется, находится под навесом, рядом установлена специальная табличка.

Однако исследователи из СКФУ выступают за перенос плиты на территорию национального парка «Кисловодский», где она будет доступна всем и за ней смогут полноценно ухаживать. Власти края эту инициативу поддерживают.

Кстати
На территории Ставропольского края нередко находят кости обитателей древнего мира. В Ставропольском музее-заповеднике можно увидеть воссозданные скелеты носорога-эласмотерия, южных слонов, а также представителей фауны Сарматского моря - кита-цитотерия, дельфина, тюленя и костистых рыб.