Примерное время чтения: 1 минута

При раскопках курганов в КЧР археологи нашли рогожу, нож и шило

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-СК 15/07/2020
Светлана Рамазанова / Из личного архива
Ставрополь, 17 июля - АиФ-СК.

Археологи ведут раскопки двух курганов могильника «Адиль-Халк 2». Охранно-спасательные работы пришлось начать из-за капитального ремонта дороги Р-217 «Кавказ».

Действия исследователей контролирует комиссия, в которую вошли представители районной администрации и духовенства, общественники и деятели культуры.

Учёные разбирают курганы слоями по 10-15 см. Используется землеройная техника. Найденные предметы зачищают ножами и кисточками, фотографируют и зарисовывают с подробным описанием. Тщательно изучают могильные сооружения и останки умерших.

«В первом кургане учёные уже обнаружили около 20 погребений. По оценкам специалистов, самые древние из них созданы в III тысячелетии до нашей эры. Последние по времени могут относиться к X-XIII векам нашей эры. В этот промежуток входят разные периоды бронзы», - рассказала член комиссии, директор Музея истории и культуры ногайского народа Светлана Рамазанова.

По её словам, среди захоронений встречаются могилы сарматов и других кочевников. Изголовья направлены в разные стороны света. Поблизости от них найдены кости мелкого и крупного рогатого скота. Очевидно, его разведением на Кавказе занимались и в древности.

Вместе со скелетами обнаружили предметы быта: украшения и детали одежды из бронзы, железный нож, остатки рогожи, которая могла использоваться как саван, а также шило и зеркальце. Все эти находки изучат сотрудники Института археологии РАН. Они уже были на месте раскопок, а сейчас собирают научные отчёты с работ на курганах.

Найденные предметы после реставрации сдадут на хранение в республиканский историко-культурный и природный музей-заповедник или в археологический музей госуниверситета им. У.Д. Алиева в Карачаевске.