Без труда не освящается
Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: 19 января православные отмечают Крещение Господне и погружаются в ледяную прорубь. Вы тоже это делаете?
Владимир Волков: Да, это добрая, красивая русская традиция, погружаться в воду, как это делал Христос в водах иорданских, принимая Крещение - даже зимой. Христианин всей своей жизнью старается подражать Христу как внешне, так и внутренне. Иногда говорят, что при погружении в прорубь на Крещение происходит очищение от грехов. Это не так. Человек должен осознанно идти на исповедь.
– В крещенскую ночь люди святят воду под открытым небом, полагая, что она становится святой.
– У нас любят исключения принимать за правило. Если человек находится за тридевять земель от храма, когда у него нет возможности потрудиться и прийти к храму, где есть законно рукоположенный священник, который совершает великое освящение воды, то в этом случае Господь освящает воду. А если человек лентяй, выставляет мисочку на балконе, хотя храм от него в трёх шагах, не надо лукавить – не будет освящения. Освящается там, где человек стремится, открывает душу. Да, мы видим исключения, когда Господь и для неверующих делает чудеса.
Культивируя смирение
– Как вы занимаетесь восточными единоборствами?
– Я хожу на тренировки к Андрею Ханину, который имеет четвертый дан по айкидо. Для меня это продолжение детского увлечения рукопашным боем. Я занимаюсь спортом для здоровья, чтобы держать тело в тонусе. Одной из первых заповедей было возделывать рай, а значит, и возделывать себя. Посещение спортзала – это один из инструментов приобретения смирения и кротости. Если тренер сказал, что ты неправильно руку или ногу поставил, ты можешь или гордость культивировать и уйти из зала, или же признать свои недостатки и учиться дальше.
– У вас тоже есть дан?
– До дана я ещё не дошел. Стараюсь от званий уходить. Мне интересно само искусство айкидо.
– Почему вы решили стать священником?
– Меня всегда интересовала химия, особенно неорганическая, её жёсткие правила и законы. С другой стороны, по литературе мы проходили роман Достоевского «Преступление и наказание», в котором студент убивает старуху-процентщицу. Можно ли на крови мерзкого человека построить чьё-то счастье? Учительница учила, что нельзя. И счастья же не получилось всё равно. А когда мы шли на историю, нам в 70-80-е годы рассказывали, что нужно убить 10 богатых мерзавцев, чтобы миллионы были счастливы. Я стал разбираться с этим противоречием. Потом на физике меня волновал вопрос, как же из неживой массы получилось всё живое? Я был почемучкой. Вычитал, что даже если возникнет живая клетка, чтобы она могла сохраниться, должна быть критическая масса таких же. А мы видим не амебы, а сложно устроенное человеческое общество, Вселенную со множеством планет. Если роман Льва Толстого «Война и мир» мы разрежем на буковки, сколько бы мы его в барабане не крутили, даже глупого стихотворения не сложится, хотя буквы будут те же.
Моё любопытство привело меня в храм, к чтению Евангелия. До этого туда меня водила бабушка. Родители, естественно, гоняли меня, потому что боялись осуждения компартии. Когда я начал посещать храм, протоиерей Сергий Нецветаев, священник кафедрального собора Андрея Первозванного, ответил на многие мои вопросы, и у меня появилось желание посвятить свою жизнь церкви.
– О чём ваша диссертация?
– «Молитва как один из аспектов формирования личности». Слово-то «молитва» одно, а понятий под ним много. Молитва в православии имеет четыре основных аспекта: чистота ума, благоговение, сокрушение сердца и неспешность. Если хотя бы одного не хватает, то это может быть чем угодно – мантрами, медитацией, но не молитвой. Когда человек молится, он занимается духовным развитием. Если духовной работы нет – нет и радости.
Рабы и короли
– Вокруг школьного курса «Основы православной культуры в школах» сломано столько копий...
– Есть проблема зашоренности некоторых товарищей, которые панически боятся церкви из-за тоталитарной коммунистической пропаганды. Почему всё-таки выбирают этот курс? Потому что православие формирует личность. Человек – это образ и подобие Бога, это король или королева своего мира, хозяин своей жизни. Апостол Павел сказал: «Не будьте рабами».
– А как же кротость и смирение, о которых вы упоминали?
– Смирение в православие – это видение и осознание собственных повреждений, то есть грехов, и понимание, что от этого нужно излечиться. Человек, который выходит на ринг или татами, не имея смирения, сразу будет повержен, потому что он не видит своих недостатков. А кротость – это осознание того, что рядом со мной человек тоже может иметь повреждения, и уважительное отношение к ним. Король – не тот, кто сидит на троне и указывает, что ему поднести, а тот, кто хочет «быть старшим и быть всем слугой», кто постоянно работает над собой, берёт вину на себя за происходящие внутри и снаружи.
– Разве термин «король» есть в священном писании?
– «Вы боги и сыны всевышнего», сказано в псалтире. Мы не просто короли и королевы, а боги. Когда мы читаем молитву «Отче наш», мы этот статус подтверждаем, говорим Богу, создавшему нас: «Отец». Поэтому здесь наша задача не падать в рабство, как Адам с Евой, которые стали обвинять друг друга. Раб боится взять ответственность на себя, боится быть свободным, боится творчески развиваться, быть собой. Это состояние, из которого христианство выводит человека. Король, не имеющий смирения – это страшный раб, это тиран. Король, который имеет кротость и смирение, может сочувствовать тому, кто рядом. Бог есть любовь, а в нас очень не хватает любви к ближнему, и над этим надо работать.
Не хотят взрослеть
– Последние опросы населения России говорят, что противников абортов становится всё больше. В то же время мы знаем, что весь западный мир движется к малодетности, руководствуясь принципом: в одного ребёнка надо вложить максимум, а не рожать больше, чтобы они росли, как трава в поле. Что вы об этом думаете?
– Это ложный посыл. Никто из детей не желает быть взрослым. Почему? Потому что нарушена иерархия в семье. Раньше самый лучший кусочек всегда был самому старшему, а мелочи пузатой – что останется, и ребёнок стремился побыстрее вырасти. Сейчас, наоборот, у главы семьи забирают хороший кусок: «Это маленькому». Так убивают понятие иерархии, и ребёнок понимает, что наступила демократия. Он перестает подчиняться и матери, и отцу.
Но цель брака – это не дети. Цель брака – исключить блуд и спасти свою душу, избавиться от грехов. Понятие обеспеченности же очень относительное. В реабилитационном центре практически все дети из обеспеченных семей, где их баловали, не уничтожая «инфекцию греха». Ребёнок пошел вразнос и перестал быть человеком, ведь человек отличается от зверя тем, что контролирует свои желания и свои действия.