Чёрно-белые фото всегда вызывают чувство светлой грусти. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У инженера из Владикавказа Сергея Федосеева, фотографа- любителя с большим стажем, их более 20 тысяч. Увлечение перешло к нему от деда – по наследству.
Боялся, что ветром унесёт
«Количество фотографий сосчитать просто невозможно, - уверяет Сергей Фёдорович. - В моём архиве - около 600 пленок. В нашей семье фотографировать любили все, начиная от деда Фёдора Степановича Федосеева. В плёнке - 36 кадров. Вот и умножайте. Плюс снимки последних лет, они в электронном виде. Так что…»
Свой первый самостоятельный кадр он сделал, когда ему было 7 лет. Но ходить с Фёдором Степановичем на фотоохоту начал ещё раньше. Дед выставлял настройки, фокус, внук нажимал на кнопку. Тогда же завели специальный альбом «Фотографии Серёжи». Снимали всех и всё: домочадцев, друзей, красивые виды, здания.
Ходили даже фотографировать последствия урагана. «Мне тогда лет 5 было, - вспоминает Сергей Федосеев. - Я всё время дёргал деда за пиджак, чтобы он повесил на меня фотоаппарат, они тогда были металлические, тяжёлые. Боялся, что меня ветром унесёт».
Когда подрос и пошёл в школу, в семье, помимо пейзажей, появились фото одноклассников, событий из школьной жизни. Фёдор Степанович всегда старался выезжать с ребятами и свой любимый «Киев-4» брал с собой.
Летопись длиною в 22 года
Фотоаппарат «Киев-4» и штатив к нему Фёдору Степановичу подарили дочери, когда он в 1960 году вышел на пенсию. По тем временам это было чудо техники. Фотограф-любитель, всю жизнь проработавший фининспектором, прошёл обучение у известного в республике фотографа-профессионала Полины Логиновой. И буквально сразу же стал фотографом главной республиканской газеты. Трудился с большим удовольствием, снимал людей, предприятия, события, приуроченные к памятным датам, выезжал в горы с геодезистами, поднимался на ледники. Особенным заданием для него было фотографировать старые здания, которые вот-вот должны были снести. Город-то рос, развивался. Потом снимал новостройки. За 22 года сотрудничества с редакцией в газете опубликовали 400 его фото. Вряд ли фронтовик когда-то предполагал, что фотография станет его делом. Но получилось именно так.
Ванная превращается… в фотомастерскую!
Сегодня все альбомы и плёнки бережно хранятся у Сергея Федосеева дома. «Семья, переехав из Средней Азии во Владикавказ, долгое время жила в бывшей сторожке и только в 1960 году въехала в новую двухкомнатную квартиру в центре города. Там была отдельная ванная, и когда все домочадцы укладывались спать, дед превращал её в фотомастерскую. На ванну устанавливал деревянный щит, водружал увеличитель «Ленинград», расставлял ванночки с реактивами. На дверь вешал плотное одеяло, а на выключатель надевал коробочку с надписью «Не включать!» - вспоминает Сергей Фёдорович.
Он-то позже и сменил деда в этой ванной. По наследству перешёл фотоаппарат и увеличитель «Ленинград». Теперь они уже реликвия. Сергей Фёдорович давно пользуется другой аппаратурой, цифровой. «Когда меня спрашивают, зачем мне это, отвечаю: «А зачем придумали фотоаппарат? Благодаря этому изобретению мы теперь знаем, что было раньше, до мельчайших подробностей». 7 лет назад он стал публиковать снимки из семейного архива в соцсетях. И это многим оказалось интересно.
Сегодня уже маленькие внуки Сергея Федосеева пытаются фотографировать. Технологии другие, а интерес прежний. Значит, есть кому продолжать семейное увлечение.