Ни одно новогоднее застолье не обходится без тостов. Кавказские речи с бокалом в руках считаются самыми красивыми. По каким правилам они строятся и всегда ли в виде притч, выяснял «АиФ-СК».
В райском уголке
Тост в виде рассказа - грузинская традиция, с лёгкой руки советского кинорежиссёра Леонида Гайдая получившая статус общекавказской. Кто не помнит, как Шурик в «Кавказской пленнице» торопливо записывал в блокнотик тосты о маленькой, но гордой птичке, совпадении желаний с возможностями, кибернетиках и другие.
«Тост у грузин - это импровизация, и далеко не всегда он имеет форму притчи, - говорит председатель краевой грузинской диаспоры «Мшвидоба» («Мир») Геннадий Гамисония. - Мы пьём не для того, чтобы опьянеть, а чтобы с помощью тостов продлить общение за столом. Во время застолья человек раскрывается сердцем и желает окружающим всех благ. Важна не форма, а искренность, ведь мысль и слово материальны».
Первый и главный тост на грузинском застолье поднимают за Господа Бога. Затем - за мир. Третий тост обычно поднимают за родителей, а затем - за Родину, за Грузию.
«Такой тост может прозвучать в виде притчи, - говорит председатель диаспоры. - Например: «Когда Господь Бог распределял землю всем народам планеты, он назначил определённый час. Грузин собрался туда идти, но на выходе из дома встретил гостей. Из уважения к ним он остался, усадил их за стол, накормил, напоил, а потом только пошёл к Богу. Господь к тому времени уже всё распределил и спросил, почему же грузин опоздал. Тот объяснил, что решил принять гостей как полагается, а там пусть будет так, как Господь распорядится. Господь поразился гостеприимству и решил отдать грузинам райский уголок, который оставил для себя». Но говорить не обязательно притчами. В тостах за Грузию можно вспомнить средневекового поэта Шота Руставели, художника Нико Пиросмани и других известных грузинских деятелей. В обычных тостах можно приводить разные жизненные ситуации.
За новогодним столом на Ставрополье я благодарю Господа Бога за то, что он дал прожить этот год в мире и счастье, и желаю, чтобы следующий год принёс счастье, здоровье, мир, благополучия родным, близким и всем людям планеты. И, конечно, каждый грузин желает, чтобы в Новом году восстановилась многовековая дружба между Грузией и Россией».
Тост длиною в семь минут
Тосты других кавказских народов, может быть, не так красноречивы, но в них тоже, как правило, просят Всевышнего о благополучии для близких и знакомых. У карачаевцев застолье - чисто мужское, как и у всех мусульманских народов. Его ведёт самый старший из присутствующих - тамада, а блюда меняет - самый младший - шапа. Бокалы карачаевцы часто поднимают не со спиртным, а с соком или айраном.
«Тамада решает, кому дать слово для тоста, - рассказал руководитель отделения фонда «Эльбрусоид» в КЧР Ханапи Хасанов. - Поскольку чаще всего застолья бывают свадебными, тостующие говорят о решении жениха и невесты связать друг с другом свою жизнь, просят у Всевышнего здоровья родителям и благополучия новой семье. Желают, чтобы таких праздников у нашего народа было в сто раз больше. Благодарят женщин, которые готовили это застолье. У опытных такая речь может растягиваться минут на семь».
В конце застолья гостям подают только что сваренное мясо, так называемый курманлык. Все берут его руками, и тамада, держа кусок вместо бокала, произносит заключительный тост. Он благодарит всех присутствующих, напоминает, ради чего они собрались, каждому желает, чтобы дома его ждали хорошие новости.
Новогодние тосты у карачаевцев появились только в советские времена. В них, как правило, желают, чтобы всё плохое осталось в старом году и в следующий раз за столом были и те родственники, кто по воле судьбы сейчас находятся далеко.
Как заклинание
Первые тосты осетинского застолья обращены к Богу и ко всем святым. Их просят о благе для дома, в котором собрались гости, для хозяев и всех присутствующих. Главный тост произносит старший за столом - «хистар».
«Это не что иное, как застольная молитва, - поясняет кандидат филологических наук из Северной Осетии Лариса Моргоева. - Обращаясь с просьбой к Всевышнему, осетины используют сравнение с какими-то явлениями, на которые человек не может оказать влияния, например, говорят: «Пусть богатство течёт рекой». Завершается тост словами: «Да будет так», повторяя формулу заклинаний. Затем ведущий обращается к каждому святому, упоминает святые места и желает всем благополучия. В конце тоста обычно он просит, чтобы те святые, о ком не вспомнили, тоже благотворно влияли на нашу жизнь».
Обращение к Богу и святым осетины в шутку называют обязательной частью застолья. Затем они переходят к обычным светским тостам за любовь, за дружбу, за знакомство.