Помощь на окраине
В Ставрополе работают три структуры: МЧС, Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края (ПАСС СК) и городская Служба спасения.
База спасателей ПАСС СК – на окраине города. На территории – высокое синее здание, рядом – ангары, гаражи, хозяйственные постройки. Здесь же, во дворе, в полной готовности стоят две оснащенные всем необходимым машины.
«Проходи, располагайся, – встречает у входа старший дежурный смены Евгений Кривцов. – Здесь мы дежурим. Вот спортзал, учебка, кухня, зона отдыха».
Всего в поисково-спасательном подразделении Ставрополя – 32 человека. Дежурят по сменам, ровно сутки, с 8.00. В смене пять человек.
Первая половина дня проходит тихо. Но никто не сидит без дела. Кто-то тренируется на скалодроме, кто-то занимается на тренажёрах, кто-то работает во дворе.
«Всю базу мы отстраивали сами, практически с нуля, – рассказывает один из спасателей со стажем. – Раньше здесь было только два вагончика для дежурства и ангар для всего остального».
Что? Где? Когда?
Первый вызов из Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) поступает ближе к вечеру: сообщение о пожаре на Чапаевке. Водитель включает спецсигнал и мчится, виртуозно маневрируя на дороге.
«Большинство вызовов приходится на вечер и ночь, – поясняет Кривцов. – Самое напряжённое время – ночь с воскресенья на понедельник и вечер пятницы».
Этот вызов оказывается ложным, возвращаемся на базу. Но ненадолго. По рации поступает новый сигнал: в 204-м квартале потерялся мальчик. На месте уже ждут сотрудники полиции.
«Часа два назад пошёл выкидывать мусор и не вернулся, – вводит в курс дела один из них. – Одет в коричневые шорты и майку, не местный, приехал в гости».
Разделившись на две группы, спасатели начинают поиски. Опрашивают детей во дворе, осматривают ближайшую стройку. Совместными усилиями мальчика быстро находят – заблудился в незнакомом городе.
Следующий вызов поступает сразу же: бабушка не открывает дверь, родственники встревожены.
«Стучу в дверь, не открывает, но телевизор работает и свет горит, – говорит внук. – До этого чувствовала себя плохо. Дважды вызывали «скорую», не дай бог что-то случилось…»
Второй этаж. Спасатели решают проникнуть в квартиру через окно. Устанавливают лестницу, взбираются вверх. Жители соседних квартир с любопытством наблюдают за происходящим. Квартира пуста, спустя несколько минут прибегает хозяйка – заболталась с соседкой за чашкой чая.
Не успели отъехать – новое ЧП. На этот раз – на другом конце города. Застрял ключ в двери, жильцы не могут попасть в дом.
У дверей – пожилая пара, признаются, что такая беда – уже в третий раз.
«Случай сложный, – замечает старший смены. – Ключ неправильно вставили и прокрутили, вытащить невозможно. Единственный доступный нам в плане технической реализации вариант – полный демонтаж двери. Но можно вызвать мастера по замкам».
Жильцы согласны. Проблема решается за десять минут.
«Спасибо, ребята!» – благодарная хозяйка настойчиво протягивает спасателям деньги.
Но пассовцы непреклонны: помогать тем, кто попал в беду – профессиональный долг.
...Четыре-пять вызовов в смену – стандартная ситуация. Случаи разные: от котят на дереве до серьёзных ДТП. Но спасатели всегда готовы прийти на помощь. И днём, и ночью.