В январе исполняется 15 лет со дня образования Ставропольского поисково-спасательного отряда (ПСО).
Очередь... за работой
Начальник Ставропольского ПСО Виктор Марачев без ложной скромности признается: к нему в отряд выстраиваются в очередь желающие работать спасателями. За пятнадцать лет существования ПСО только два человека покинули его. А затем опять вернулись. И ничего удивительного в популярности этой службы, которая "и опасна, и трудна", да при этом еще и оплачивается не ахти как, руководитель не видит.
- Спасать - это естественное человеческое желание...
- так объясняет он эту популярность. Но при этом добавляет: работать спасателем сможет, конечно же, не каждый. Сюда приходят, в первую очередь, альпинисты и горные туристы - люди с железными нервами, экстримщики по природе. Но одно дело - лазать в свое удовольствие по скалам, другое - подвергать свою жизнь постоянной опасности, проходить через горнило терактов, стихийных бедствий, пропускать через себя людское горе...
- Самое тяжелое - видеть, как погибают люди, и понимать при этом, что ничем уже не поможешь, - откровенничает Виктор Анатольевич. После чудовищного теракта в Беслане один из бойцов знаменитой "Альфы" сказал ставропольским спасателям: "Без вас тут было бы намного тяжелей".
Наводнения, горные завалы и заносы, из которых приходится вытаскивать туристов и альпинистов, и даже теракты - это ставшая уже привычной работа ПСО. Но в последние годы к ней прибавились многочисленные ДТП и работа на местных водоемах. И эти "бытовые" смерти потрясают спасателей не меньше, чем злодеяния террористов.
- Страшно, когда люди гибнут из-за собственной безалаберности и беспечности. А еще страшней, когда их беспечность губит других...- признается замруководителя ПСО Сергей Шевяко.
Первым делом - вертолеты
Сегодня в ставропольском отряде ПСО - 35 спасателей, в том числе и две женщины. Это в несколько раз больше, чем было в 1993-м, когда отряд появился на свет. Количество всевозможных ЧС и ЧП резко возросло, а терроризм стал зловещей приметой времени, вот и приходится привлекать к работе все больше людей. Уже недостаточно одних только альпинистов и туристов, а потому в СевКавГТУ открыта новая специальность - "спасатель".
Появились узкие специализации, в частности, высокогорные спасатели. Используется современная техника. Например, в ставропольском отряде - у самых первых в стране - появился уникальный снегоболотоход "Бобр", закуплен специальный КамАЗ для использования в техногенных авариях. Приобретен специализированный кинологический автомобиль, тоже единственный пока в России (о нем "АиФ"-СК" писал в конце прошлого года).
Не хватает пока только малых вертолетов. В отряде он только один, хотя в условиях участившихся дорожных пробок для оперативного оказания помощи остро необходима именно авиация.
- За границей для спасателей норма - быть на месте ЧС спустя максимум двадцать минут, - говорит Виктор Марачев. - Учитывая, что западные спасатели великолепно оснащены вертолетами, это неудивительно. Мы тоже работаем оперативно, однако, имея малую авиацию, думаю, работали бы быстрее.
К слову, ставропольский поисково-спасательный отряд - один из лучших в России. В сентябре "АиФ"-СК" писал о том, как наши ребята стали лучшими по всем показателям на XII международных соревнованиях по спасательному пятиборью.
- Я обожаю свою работу, но сына хотела бы от нее оградить. Мне жалко и его, и будущую его жену. Понимаете, от этой работы страдают, в первую очередь, не спасатели, а близкие, которые за них переживают, - говорит одна из немногих женщин, работающих в этой профессии, Ольга Климова.