У Вячеслава Титова редкая специализация: он единственный инженер по диагностике, обслуживанию и ремонту микротурбин Capstone в крупной газовой компании. Почему он выбрал такую сложную профессию и как достичь в ней успеха, Вячеслав рассказал stav.aif.ru.
Починит даже космолёт
Лучше всего о человеке могут рассказать его близкие.
«Судя по Славе, инженер - это не профессия. Это состояние души. И ума. Однажды Слава даже дверцу в вагоне метро починил. Она так болталась и не давала ему покоя, что он прямо на ходу - раз-раз, и всё на место поставил. Вы бы видели лица людей, которые за этим всем наблюдали! - делится жена Вячеслава Оксана. - Мне кажется, он и космолёт сумел бы починить и улучшить - любой, хоть какой. Я даже не знаю, что бы он не смог отремонтировать и привести в порядок. Просто он понимает механизмы, как хирург организм человека. А инженер он и есть хирург технического мира».
Вячеслав окончил ставропольский политех (ныне Северо-Кавказский федеральный университет). Учился на факультете электроники и энергетики по специальности «Инженер электрических систем и сетей». После вуза 10 лет отработал в горэлектросети, потом уехал в Москву на учёбу в BPC Engineering. Там-то и познакомился с турбинами Capstone. Даже на завод производителя Chatsworth в Калифорнию ездил.
Мощные «малышки»
Без этих турбин в газовой отрасли никуда, как и вообще в промышленности. «Я-то в основном «малышки» обслуживаю - «тридцатки». А есть ещё «двухсотки» - они на крупных заводах стоят. По сути, это очень умный и максимально автономный газовый генератор. Например, в Якутии есть завод, где плавят базальт: несколько турбин создают в камерах температуру, как в канале молнии, ионизируют газ до состояния плазмы. Базальт тает, как сахар, разлетается на мелкие паутинки. Из них потом формируют минеральную вату. А еще из переплавленного базальта делают арматуру - сверхлёгкую, прочную, она не боится ни времени, ни влаги, ни перепада температур. Я видел её - она не толще обычного карандаша. Директор этого якутского завода даже пари со мной заключил. Сказал, если я такой «карандаш» сломаю, то он мне сразу 50 тысяч рублей даст. Что я только не делал! И согнуть базальтовый прут пытался, и о землю его бил, и ногами топтал - бесполезно: не бьётся, не гнётся и не ломается», - рассказывает Вячеслав.
А те самые «тридцатки», турбины-«малышки», с которыми работает Титов, стоят на участках газораспределения через каждые 20-30 километров трубопровода. Они нужны для того, чтобы обеспечивать электроэнергией структуру транспортировки, ведь газ сам себя перегнать по трубам не может. Особенно в наиболее отдалённых точках, куда не то что электросети протянуть - добраться не всегда возможно. При отсутствии других источников питания турбина работает круглосуточно годами, достаточно лишь запустить её от восемнадцати двенадцативольтовых элементов питания, а дальше она переходит на газ и превращается в систему закрытого цикла.
По всему газопроводу Дзуарикау - Цхинвал установлена 31 микротурбина. Они позволяют получить из газа до 30 кВт электроэнергии идеального качества. Вал, состоящий из компрессора, турбины, генератора, зависает на воздушных подшипниках и вращается со скоростью 45000-96000 оборотов в минуту. При этом в системе нет ни капли масла, нет вибрации, охлаждающих контуров. Она может управляться с помощью Интернета или сотовой связи, объединить 20 турбин в кластер и управлять ими как одной или синхронизировать с внешней электросетью и питать её.
Вячеслав вспоминает, что среди турбин, с которыми ему приходилось работать, было две, отработавших 80 тыс. часов, притом что в других организациях подобное оборудование работало вдвое меньше. И хоть два эти генератора списали, они были исправными.
«Ругалась» на клапан
График работы инженера Титова - две недели в месяц в командировках. От объекта до объекта перемещается на служебном уазике, ночует в гостиницах, а весь день отдает турбинам: «Каждая настолько умная, что способна проводить самодиагностику и полный чек-ап по более чем 300 параметрам: внешнее давление, входящая температура и температура горения в камере, мощность и многие другие. Но машина есть машина, поэтому по отношению к своему «самочувствию» она бывает права лишь на 80%», - говорит Вячеслав.
Но в оставшихся 20% без помощи человека уже никак. В специальной инструкции размером со сборник прописаны возможные причины ошибок и алгоритмы действий при каждой из них. А их - десятки тысяч! Если всё нормально, то самое многое, сколько проводит Титов рядом с турбиной, - это час: подключил, запустил продиагностировал, работает. Но бывает и по-другому
Однажды Вячеславу пришлось потратить на «лечение» закапризничавшей «тридцатки» даже не всю командировку, а целых три! Шесть недель турбина «ругалась» на качество входящего газа - то одно ей не нравилось, то другое. Сначала решили, что барахлят редукторы: не держат входящее давление в нужных параметрах. Разобрали, заменили, что нужно собрали - не работает. Привезли вообще новые редукторы, поставили, стали запускать - снова нет! Тогда инженер начал в буквальном смысле перебирать плату за платой: а вдруг где-то деталь окислилась или перегорела? Тоже без результатов. Тогда он снова вернулся к редукторной системе: «Дай, думаю, газовый клапан протру - что-то мне он больно пыльным показался, - рассказывает Титов. - И представляете, заработала! Оказывается, клапан её не устраивал!».
Стальной характер
Шутки шутками, а всё же эта профессия не для слабаков. Однажды срочно потребовалось запустить микротурбину на 106-м километре газопровода, высоко в горах. Ночь, перевал, дорогу замело, машина не доехала до объекта - застряла в снегу в двух километрах от него. Ладно бы сами - налегке пройти два километра по снегу не такая уж и проблема. Но дело в том, что у турбины не было аккумуляторов, и их нужно было взять из автомобиля и как-то доволочь на участок газораспределения. С Титовым тогда был Юрий Томаев - энергетик из Южной Осетии. Они сложили по четыре аккумулятора в рюкзаки и пошли в горы. Вячеслав вспоминает: «Я тогда подумал, глядя на Юру: он не заныл, не сослался на больную спину, молча взял и понёс. Стальной характер!».
Немало людей при слове «инженер» в первую очередь думают о чертежах и проектах, а не об огромной махине, рядом с которой и находиться-то не всегда безопасно. На вопрос, что может случиться рядом с турбиной, Вячеслав спокойно отвечает: «Например, сгореть или получить смертельный удар током». А потом смеётся и добавляет: «Турбины - они же как женщины: и покапризничать любят, и чтобы им внимание уделили. Но всё же с турбиной проще, там хоть ясно, что сделать и какую запчасть поменять. А у женщины запчастей нет - тут уж сам понимай как хочешь».
Однако Вячеслав лукавит: какой бы интересной и важной ни была работа, а сердце всегда стремится домой. Там его ждут жена и двое чудесных мальчишек, которые гордятся своим папой и очень скучают по нему, если он в командировке. Кстати, дома отец семейства любит готовить плов: классический узбекский, сладкий, вообще без мяса, с нутом - любой! Как и в работе, подходит к делу с душой. И когда все в сборе, младшие мужчины семьи Титовых ни на шаг не отходят от отца - вместе что-то мастерят, придумывают, ну и, чинят, конечно. Кто знает, а вдруг это начало славной инженерной династии?