«Когда ты знаешь свои корни и свои традиции – становишься сильнее духом. К тебе тянутся люди, и ты обретаешь друзей и единомышленников. Беда нашего общества в том, что люди чрезмерно интересуются культурой чужой, забывая свою», – считает Хадис Тетуев, историк и экономист из Кабардино-Балкарии, автор проекта «Сто шагов к Кайсыну».
Вся правда
Анна Максименко, АиФ-СК»: Почему, проработав более 20 лет в налоговой службе, вы занялись памятниками истории и культуры?
Хадис Тетуев: По первому образованию я историк. Экономистом и юристом стал уже потом.
Ещё, будучи студентом, я понял, как мало литературы и вообще хоть какой-то информации об истории балкарцев. Вероятно, сказались и годы депортации, и наша малочисленность в республике. Поэтому сразу после университета мы с друзьями создали общественную организацию «Ныгъыш» и по крупицам стали восстанавливать свои корни.
Мы добились, чтобы балкарский язык изучали в городских школах Кабардино-Балкарии, чтобы балкарцев реабилитировали. По нашей инициативе создали комиссию по расследованию расстрела частями 37-й армии в ноябре-декабре 1942 года балкарских сёл Сауту и Глашево в Черекском ущелье, где уничтожили почти 1000 балкарцев. Убивали и сжигали детей, женщин, стариков. Изначально говорили, что это сделали немецкие войска.
– Последнее ваше «детище» – проект «Сто шагов к Кайсыну» реализуется исключительно на средства жителей республики. Как думаете, почему он стал так популярен?
Когда депортировали балкарцев, ему предлагали остаться, но он пошёл со своим народом. Я бывал на его литературных вечерах. Провожал его и в последний путь. Тогда пришло столько людей, что их не вмещала площадь перед театром. Поэтому и проект «Сто шагов к Кайсыну» будто бы ждали. Люди с таким энтузиазмом откликнулись, одни помогали деньгами, другие – стройматериалами или работой. Сейчас завершён первый этап проекта. На протяжении 350 метров к дому поэта вдоль горы мы соорудили стену из мраморных плит с сотней его стихов. В них - вся жизнь балкарцев. И ещё установили 25 плит с высказываниями о Кайсыне других поэтов. Теперь нужно заасфальтировать дорогу, выполнить благоустройство, отреставрировать дом поэта.
Дед-примиритель
– Народы Кавказа большое значение придают традициям…
– Это стержень воспитания, который определяет поведение человека. У нас по-прежнему уважают старших. Даже если этот человек старше всего на несколько дней, ты уже должен прислушиваться к его мнению и ни в коем случае не повышать голос, не перебивать. Ещё одна традиция – уважительное отношение к женщине. В древности, если всадник ехал по дороге и видел женщину на своём пути, он обязан был спешиться и пройти мимо неё пешком, ведя коня под уздцы. То же самое – в отношении старших. Во многих горных сёлах это сохранилось, хоть и немного видоизменилось. Когда проезжают на машинах мимо женщин и стариков, обязательно привстают, приветствуя их.
По-особому относятся и к младшим. Когда взрослый и ребёнок заходят в дом и старшему подают чашу с айраном, тот обязан отдать её младшему. Ребёнок растёт, ему нужны силы.
Кавказское гостеприимство! Любой человек, который заходит в дом – это гость. И всё, что у тебя есть - ты должен ему предложить.
Есть и традиции, которые уже ушли в небытие, это всё, что было связано с древними обрядами.
Очень интересным был обряд примирения. Мой дед, кстати, совершал его. Звали деда «Бадия примиряющий». Он был очень сильным физически, работал камнетёсом и имел силу слова и духа. Он смело входил в дом, где была ссора, выслушивал обе стороны и, приводя веские аргументы, мог рассудить людей, предложить им компромисс.
Вот таким был мой дед. А я надеюсь, что смогу продолжить его доброе дело и культурой объединить многих людей.
Без права на землю
– Какие проблемы вы сегодня назвали бы самыми острыми?
– Самая большая проблема – реализация на местах закона «О общих принципах организации местного самоуправления». В Кабардино-Балкарии приняли законы «Об административно-территориальном устройстве» республики и «О статусе и границах муниципальных образований». Обособленные балкарские населенные пункты Хасанья и Белая Речка без референдума упразднили и присоединили к Нальчику. Представительные органы этих поселений ликвидировали.
Балкарские поселения в горной части республики (Верхняя Балкария, Карасу, Эльбрус, В. Баксан, Безенги) потеряли колоссальную часть муниципальных территорий, которые стали «межселенными». Потерянные земли – это территория традиционного природопользования (пастбища), земля культурно-исторического значения и перспективная рекреационная зона.
Если кто-то из местных жителей хочет открыть там торговую точку, построить гостиницу или жилой дом, нужно обращаться в правительство республики и просить землю там. Вопрос будет решаться только через аукцион. Тот, кто предложит больше денег за аренду этой земли, тот будет ею пользоваться. Получается, что те, кто раньше там жил, могут вообще всего лишиться. Понятно, что есть законы. Но земля -–больной вопрос для балкарцев, принудительно выселенных с родных мест в 40-х годах прошлого века. Наши земли, родовые гнёзда продаются сторонним бизнесменам.
Вторая по значимости проблема. Балкарцев в составе республике – меньшинство, мы растворяемся, отстаивать национальные интересы сложно. В Верхней Балкарии для того, чтобы сохранить наше историческое наследие – средневековые башни, не делается ничего.