Папина гора
Елена Евдокимова, «АиФ-СК»: Мекер Магомедович, можно с Книги рекордов Гиннесса начну? Двадцать с лишним лет прошло, как из XXI века смотрите на тот фантастический прыжок с вертолёта на вершину Эльбруса? Повторить пока никто не смог…
Мекер Балаев: Шёл 1993 год, в стране бардак и беспредел, неуправляемая махина в пропасть несётся, война в Чечне... Кавказ тогда стал изгоем, словно кто-то намеренно хотел вычеркнуть его из мирной жизни. И мы с товарищами придумали такую мирную акцию. Задуманное удалось осуществить – с вертолёта на вершину за мир на Кавказе. Прыгали с высоты 6800, мороз был за 30. Получилось. Против войны.
– Ваши дети тоже экстримом увлечены?
– Не хотел, чтобы пробовали. Много моих друзей погибло в разное время…
Дочка – врач, сын – военный инженер. Внук есть.
Я без экстрима не могу, это потребность, как дышать. Когда на вершину прыгал, такие ощущения были… А дети, только завидев Эльбрус, кричали: «Папина гора!». Наверное, если бы их так же тянуло, никто бы не остановил, как меня в своё время. Я в 14 лет первый раз прыгнул с парашютом, но тогда это было нормально – очень многие записывались в парашютные кружки, система
ДОСААФ хорошо работала.
Первый мой инструктор – Григорий Погосян. В течение нескольких месяцев теорию изучали, физподготовкой занимались, проходили медкомиссию. И только потом нас пускали в небо. К счастью, это было бесплатно. Кормили стартовым завтраком – кефир или молоко, котлета или колбаса, яйцо вареное, хлеб.
Сегодня у прыгающего даже понятия нет, как парашют устроен. Записался, заплатил, прыгнул. Но ощущения-то настоящие, не виртуальные! Это всегда будет привлекать, всегда.
Надо систему создавать заново – далеко не все родители в состоянии платить 2750 рублей за прыжок плюс 150 – страховка. Молодых надо занимать, развивать это направление, делать его доступным. Желающие есть, должны быть и центры экстремальных видов спорта.
На немецких самолётах
– Вы в своё время отказались от чиновничьего кресла и взялись создавать аэроклуб. Не жалеете?
– Я во власти совсем недолго выдержал, не моё это, совсем не моё. Пусть и профильное было направление – спорт, но не то. Нам нужно малую авиацию с колен поднимать – это прикладная задача. Наши спортсмены на чемпионате мира выступают на немецких самолётах! У нас в стране давным-давно не выпускают своих в промышленном масштабе, летают либо на зарубежных, либо на советских – штопаных-перештопаных. При президенте создали госкомиссию по малой авиации, вроде что-то двинулось и остановилось. А вопросов очень много – по регистрации воздушных судов, по организации полётов, опять же производство – своё развалили, уничтожили, может, теперь – после санкций – что-то изменится. Но самое главное – молодёжь. Наш аэроклуб «Технопорт Русь» базируется в бывшем Кисловодском аэропорту местных линий. Такие во многих городах на Северном Кавказе стоят заброшенные, почему их не использовать под аэроклубы, может, в единую сеть организовать? И пусть ходят мальчишки.
У нас ребята занимались, летали, мы нашли возможность бесплатно это делать, и пятеро наших воспитанников поступили в лётное училище. Завтра они будут защитниками Родины, в спорте проявят себя. Я же тоже мальчишкой в аэроклуб пришёл, вырос там и по всему миру нёс имя – аэроклуба, края, страны. Нельзя этого прерывать, никак нельзя.