aif.ru counter
04.12.2014 17:20
624

Крылья для Кавказа. Рекордсмен мира мечтает о возрождении малой авиации

АиФ-СК №49 03/12/2014
Предоставлено Мекером Балаевым / Из личного архива

Под Кисловодском на базе аэроклуба «Технопорт Русь» состоялся этап Чемпионата России по авиамодельному спорту. Руководит клубом обладатель 17 мировых рекордов, знаменитый парашютист Мекер Балаев. Для чего создавал аэроклуб? Зачем прыгал с вертолёта на Эльбрус? Об этом человек-легенда рассказал в интервью «АиФ-СК».

Папина гора

Елена Евдокимова, «АиФ-СК»:  Мекер Магомедович, можно с Книги рекордов Гиннесса начну? Двадцать с лишним лет прошло, как из XXI века смотрите на тот фантастический прыжок с вертолёта на вершину Эльбруса? Повторить пока никто не смог…

Мекер Балаев: Шёл 1993 год, в стране бардак и беспредел, неуправляемая махина в пропасть несётся, война в Чечне... Кавказ тогда стал изгоем, словно кто-то намеренно хотел вычеркнуть его из мирной жизни. И мы с товарищами придумали такую мирную акцию. Задуманное удалось осуществить – с вертолёта на вершину за мир на Кавказе. Прыгали с высоты 6800, мороз был за 30. Получилось. Против войны.

– Ваши дети тоже экстримом увлечены?

– Не хотел, чтобы пробовали. Много моих друзей погибло в разное время…

Дочка – врач, сын – военный инженер. Внук есть.

Я без экстрима не могу, это потребность, как дышать. Когда на вершину прыгал, такие ощущения были… А дети, только завидев Эльбрус, кричали: «Папина гора!». Наверное, если бы их так же тянуло, никто бы не остановил, как меня в своё время. Я в 14 лет первый раз прыгнул с парашютом, но тогда это было нормально – очень многие записывались в парашютные кружки, система
ДОСААФ хорошо работала.

Первый мой инструктор – Григорий Погосян. В течение нескольких месяцев теорию изучали, физподготовкой занимались, проходили медкомиссию. И только потом нас пускали в небо. К счастью, это было бесплатно. Кормили стартовым завтраком – кефир или молоко, котлета или колбаса, яйцо вареное, хлеб.

Сегодня у прыгающего даже понятия нет, как парашют устроен. Записался, заплатил, прыгнул. Но ощущения-то настоящие, не виртуальные! Это всегда будет привлекать, всегда.

Надо систему создавать заново – далеко не все родители в состоянии платить 2750 рублей за прыжок плюс 150 – страховка. Молодых надо занимать, развивать это направление, делать его доступным. Желающие есть, должны быть и центры экстремальных видов спорта.

На немецких самолётах

– Вы в своё время отказались от чиновничьего кресла и взялись создавать аэроклуб. Не жалеете?

– Я во власти совсем недолго выдержал, не моё это, совсем не моё. Пусть и профильное было направление – спорт, но не то. Нам нужно малую авиацию с колен поднимать – это прикладная задача. Наши спортсмены на чемпионате мира выступают на немецких самолётах! У нас в стране давным-давно не выпускают своих в промышленном масштабе, летают либо на зарубежных, либо на советских – штопаных-перештопаных. При президенте создали госкомиссию по малой авиации, вроде что-то двинулось и остановилось. А вопросов очень много – по регистрации воздушных судов, по организации полётов, опять же производство – своё развалили, уничтожили, может, теперь – после санкций – что-то изменится. Но самое главное – молодёжь. Наш аэроклуб «Технопорт Русь» базируется в бывшем Кисловодском аэропорту местных линий. Такие во многих городах на Северном Кавказе стоят заброшенные, почему их не использовать под аэроклубы, может, в единую сеть организовать? И пусть ходят мальчишки.

У нас ребята занимались, летали, мы нашли возможность бесплатно это делать, и пятеро наших воспитанников поступили в лётное училище. Завтра они будут защитниками Родины, в спорте проявят себя. Я же тоже мальчишкой в аэроклуб пришёл, вырос там и по всему миру нёс имя – аэроклуба, края, страны. Нельзя этого прерывать, никак нельзя.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество