Примерное время чтения: 5 минут
930

Как услышать и понять своего ребенка? Советы ставропольского психолога

АиФ-СК №25 18/06/2014
Ставропольский краевой психологический центр

О проблемах детско-родительских отношений мы беседуем с психологом, замдиректора Ставропольского краевого психологического центра Екатериной Поповой.

На уровне глаз

– Екатерина Владимировна, жалко и родителей, и детей. Первые, замордованные работой, часто не имеют времени на полноценное общение со своими отпрысками. Дети страдают не меньше. Летом, во время каникул, когда школьники предоставлены сами себе, проблема усугубляется…

– Есть такой термин – «психологическая беспризорность».

Многие родители, к сожалению, не только не могут, но и не знают, как со своими детьми общаться. А ведь одно из условий гармоничных отношений – принять ребёнка таким, какой он есть. Со всеми его проблемами, сложностями, достоинствами и недостатками. Вам необязательно целыми днями общаться со своим чадом. Чтобы наладить контакт, достаточно даже 15-30 минут в день.

Досье
Екатерина Попова родилась в Латвии. Окончила Даугавпилсский педагогический университет по специальности «Учитель начальных классов», Ставропольский государственный университет по специальности «Психология». Почётный работник общего образования. Стаж работы практическим психологом – 17 лет.
Вопрос, как это делать правильно. Существуют техники активного слушания, которые дают ребёнку ощущение, что его слышат. Разговаривайте с ним так, чтобы он понял: вы принимаете его как личность и уважаете его. Беседуйте на уровне глаз. Не сверху, а на равных, сидя рядом друг с другом. Очень важны фразы: «Я понимаю тебя», «Я слышу тебя». Вы можете сказать и так: «Я понимаю, что ты злишься», тем самым давая сыну или дочери осознать, что и злиться можно. И только затем обозначайте какое-то правило. Например: «Если ты злишься, давай делать так-то…»

 – Страну захлестнули подростковые суициды. Некоторые случаи связывают с ЕГЭ. Есть мнение: когда ребятам дадут возможность несколько раз пересдавать экзамены, эта проблема снимется…

– Если говорить о психологической подоплеке подросткового суицида, то прежде всего это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию, которое непереносимо. Если у ребёнка нет уверенности, что его примут с неудачей, если он испытывает страх, что мир может рухнуть после поражения, а при этом рядом с ним нет взрослых, которые готовы услышать его и поддержать, тогда риск самоубийства возрастает. Как же важно, чтобы взрослые слышали и понимали своих детей!

Родители на школьной скамье

– В вашем центре уже больше года работает школа приёмных родителей, которых учат, как обращаться с детдомовцами. Трудно вам с этими великовозрастными учениками?

– В Ставропольском крае уже 27 таких школ. Обучение в них обязательное, а цель – не допустить повторного социального сиротства. Иными словами, возвращения ребят в детские дома.

Увы, мы часто сталкиваемся с тем, что взрослые люди не видят необходимости в таких курсах. А ведь школы приёмных родителей очень важны! Так называемым замещающим родителям нужно не только понимать психологические особенности ребёнка, которого им предстоит воспитывать, но и то, как помочь ему адаптироваться в новой семье.

 – Часто к вам приходят за помощью уже после создания новой ячейки общества?

– Да, к нам обращаются за поддержкой и после окончания курсов. Ведь за 80 часов, которые установлены для обучения усыновителей, мы успеваем дать им только самые необходимые сведения. Поэтому сейчас в своём центре внедряем программу сопровождения приёмных семей. Это семейный клуб для замещающих родителей, специальные детско-родительские группы, консультации и др.

Ау, психологи!

– Ваш центр в числе прочих занимается и проблемами наркоманов. С ними перестали миндальничать: вводится принудительное лечение наркозависимых, уже внедрены добровольно-принудительные тесты в школах и вузах. Одобряете такие методы?

-Эти методы, на мой взгляд, начнут приносить пользу только в том случае, если будет создана система психологического сопровождения людей, страдающих наркотической зависимостью. Ведь и пройдя медицинское лечение, человек остаётся один на один со своей психологической проблемой. Что он будет делать, выйдя из больницы, если его внутренние проблемы не решены? Психологических центров мало, да и единых, стандартных программ психологической поддержки наркозависимых, увы, пока нет. Нужен специальный алгоритм комплексного сопровождения таких людей. Этим сейчас только начинают заниматься разные службы, в том числе наш центр.

– Вот вы говорите: должно быть психологическое сопровождение. А где же профилактика той же наркомании? Почему, например, психологи в школах меняются как перчатки?

 – Школьному психологу сегодня работать очень трудно. Норматив – одна ставка на 500 учеников. Это огромный объём работы! Обязанностей, направлений деятельности очень много, а вот зарплата, условия труда оставляют желать лучшего. Психологу нужен прежде всего отдельный кабинет для проведения консультаций, индивидуальной и групповой коррекционной работы с необходимым оборудованием. Но зачастую психологи делят его вместе с другими сотрудниками. О каком доверительном диалоге можно в этом случае говорить?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах