Примерное время чтения: 8 минут
208

Пограничные дети

АиФ-СК №50 14/12/2011

«Представьте, что творится с ребенком, которого забрали из семьи, где беспробудно пьют самые близкие люди, где он голодал и прятался от побоев под кровать.

Он попадает в закрытое учреждение, где есть правила, режим. Вокруг чисто, кормят регулярно, стараются чем-то занять… А потом его возвращают обратно. В ту же семью, в которой ничего не изменилось. Он становится здесь чужим, от него отказались, от него отвыкли. Да и сами дети, увидев другое отношение, зачастую просто не хотят возвращаться в «ад». Они конфликтуют, убегают из дома, начинают воровать. Новая травма, новые страдания. То есть, забирая ребенка из семьи, мы работали с самим ребенком, но не работали параллельно с семьей».

Они ничего не хотят

Вопрос отрицательного влияния закрытого учреждения на психику ребенка Мария Атабиева, тогда еще психолог в республиканском реабилитационном центре «Надежда», впервые подняла на одной из всероссийских конференций. Ее с интересом послушали и… услышали. Прошло немного времени, и в Черкесске появилось отделение дневного пребывания детей из неблагополучных семей. За эти четыре года реабилитацию в нем прошли 230 ребят.

«Дети из неблагополучных семей – особые. Они уязвимы, беззащитны, никому и ни во что не верят. Мы не отрываем ребенка от родителей. Напротив, делаем все, чтобы их сблизить, чтобы семья снова стала нормальной. В итоге реабилитацию проходят сразу несколько членов семьи», - рассказывает заведующая отделением Мария Атабиева.

Социальное неблагополучие – это как болезнь, чем позже ребенка вырывают из губительной среды и привозят на реабилитацию, тем меньше шансов у него вернуться в нормальную жизнь. По статистике, в 15-20% случаев специалисты, делая все возможное, не получают отдачи – несовершеннолетние возвращаются «на дно», откуда практически нереально их достать. Радует, что есть и другая статистика: для 50-60 % детей, попадающих в отделение, курс реабилитации проходит успешно. Это значит, что социальную адаптацию прошли и их близкие.

«Зачастую к нам обращаются слишком поздно. Школьные психологи, представители органов соцопеки начинают бить тревогу только тогда, когда ребенок перестает посещать школу, выпадая из социума. Лишь тогда выявляют и направляют к нам. К сожалению, слабо развита диагностика на более ранней стадии, нет взаимодействия в момент, когда помочь еще можно», - говорит психолог отделения Зулета Мухарбиевна.

Эти дети не хотят учиться, не хотят жить в реабилитационном центре, не хотят придерживаться режима. Единственное, чего они хотят, – это вдоволь наесться и полежать в тепле, чтобы их никто не трогал.

«Помню одного мальчишку, он ушел из дома вечером – решил подработать. Попрошайничал у ресторана и охранял машины. За ночь заработал 1800 рублей и в этом же ресторане отоварился. Накупил бутербродов, котлет на всю эту сумму. В восемь часов утра я нашла его в канализационном люке. Еды к этому времени уже не было – за ночь он съел все. Мальчишка знал, что наступит утро, и у него это все могут просто-напросто отобрать такие же голодные дети-сверстники», - вспоминает Атабиева.

Идущие по краю

Среди сотрудников отделения нет случайных людей. Они здесь просто не задерживаются. Невысокая зарплата, колоссальная нагрузка, ненормированный график, отсутствие понятия «это не моя забота» - не получается отстраниться, абстрагироваться. Это не завод, где ты имеешь дело с деталями, винтиками. Это дети с надломленной судьбой. Одно грубое, неправильное движение - и они сломаются окончательно.

«Сколько раз я наблюдала картину, когда приходит мама вечером за ребенком. Сама вся грязная, ужасный запах алкоголя, а ребенок бежит к ней радостный, бросается на шею и целует. Я заметила, наши дети воспринимают алкоголизм своих родителей как болезнь, чувствуют ответственность за них… «Мама болеет. Я вырасту и вылечу ее» - сколько раз я слышала нечто подобное!» - рассказывают специалисты отделения.

«Положительные примеры реабилитации дают нам силы не опускать руки. Через инспекторов ПДН к нам попали два братика 14 и 10 лет. Их мать на тот момент сильно пила и ничего даже слышать не хотела о лечении. Диагностируя детей, мы пришли к выводу, что главная их проблема – это психологическая травма из-за алкогольной зависимости у матери. То есть, чтобы реабилитировать детей, мы должны были помочь их матери. По нашему настоянию, после многочисленных бесед женщина прошла лечение в наркодиспансере, принялась искать работу. Дети все это время были под нашим присмотром. Сейчас женщина не пьет, детей у нее не отобрали, все наладилось… Надеюсь, что теперь навсегда», - рассказывает Мария Мухарбиевна.

Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних совместно со специалистами отделения дневного пребывания детей привыкли работать в связке. Как показывает опыт, принцип «здесь и сейчас» - самый эффективный при работе с неблагополучными семьями.

«Посещая семью, мы видим, что условия проживания ребенка невыносимы и для него гораздо лучше будет находиться в отделении дневного пребывания. В таком случае наша задача – разъяснить это его родителям. Некоторые думают, что тут чуть ли не детская тюрьма. Мы рассказываем, показываем, объясняем, что детей никто не отбирает, и что вечером они будут возвращаться в семью, хотя иногда это трудно назвать семьей. Но как бы там ни было, нельзя полностью отрывать детей от родителей. Возможно, если ребенок будет днем в надежных руках педагогов, у его родителей появится возможность устроиться на работу. По крайней мере, мы очень на это надеемся», - считает Татьяна Шульгина, старший инспектор группы по организации работы ПДН МВД по КЧР, майор полиции.

В арсенале у специалистов отделения дневного пребывания самые разные методы: спортивные эстафеты, которые хотя бы на время способны сплотить практически любую семью, терапевтические сказки для психокоррекции, тренинги для родителей по коррекции внутрисемейных отношений. Кроме того, дети здесь посещают лечебно-физкультурный диспансер, бассейн, ипподром. Некоторых удается возвращать не только в семью, но и в школу, в среду сверстников.

Отделению время от времени помогают различные организации или предприятия. А есть и те, кто помогает постоянно. К примеру, занятия на ипподроме, в бассейне, в лечебно-физкультурном диспансере для детей проводятся абсолютно бесплатно. Среди нерешенных проблем, помимо маленького помещения, вопрос бесплатного проезда. Казалось бы, 11 рублей - это такая мелочь, но для семей, которые каждое утро отправляют сюда своих детей, иногда даже этих копеек просто нет.

Читайте по глазам

Говорят, хочешь узнать человека – спроси про его мечту. В случае с Марией Мухарбиевной и спрашивать ничего не надо.

«Я была бы счастлива, если бы у нас в республике появился Центр помощи семье и детям. Вы не представляете, как он нам нужен! Есть семьи, которые попали в тяжелые жизненные ситуации, есть дети, у которых «недетский» конфликт с их родителями. Я не говорю уже о социально неблагополучных семьях, которых у нас по республике достаточно!» - рассказывает Мария Мухарбиевна.

Конечно, строительство и содержание такого Центра предполагает масштабное финансирование. И решение здесь должно приниматься на уровне главы Карачаево-Черкесии. В республике наступила эра глобального строительства. Туристические объекты, различные медучреждения, спортивные, культурные и развлекательные центры… Можно написать не один десяток страниц с научным обоснованием и цифровыми выкладками о необходимости создания такого Центра помощи семье и детям для нашей республики. А можно просто посмотреть в глаза детям, которые нуждаются в опеке и защите, и все прочитать в этих глазах…

Понимая, что такие центры создаются не за год и не за два, к тому же никто никому ничего еще не обещал, Мария Атабиева предлагает способы уменьшить масштабы проблемы за счет расширения отделения дневного пребывания. «Если бы нам дали помещения, где можно оборудовать мастерские для детей… Наши дети, как правило, имеют низкую самооценку, им свойственно чувство ущербности. Если давать ребенку проявить себя в труде, творчестве, ремеслах, то он понимает, что он способен что-то сделать самостоятельно и хорошо, его самооценка начинает повышаться. Каждому нужно дать шанс поверить в себя и найти свою стезю».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах