17 мая Ставрополье отметило День края. Пышно, с размахом и салютом. Прелести праздника в виде развлекательной и патриотической программы предложили, в основном, жителям краевого центра. На селе о салютах могут только мечтать.
Да и нужны ли они, когда селяне порой выживают только за счёт подсобного хозяйства, будто не XXI век на дворе, а XIX? Наш гость – Андрей САЛЬНЫЙ, исследователь аграрной истории Ставрополья и, по собственному признанию, идеалист, верит: в истории края можно найти ответы на все «больные» вопросы. Например, как остановить отток людей из села или что делать с восточными районами.
По главной площади с оркестром
– Андрей Михайлович, не все помнят, а многие и не знают, откуда пошла традиция праздновать День края?
– Праздник придумали при Черногорове. Подвели «доказательную базу», подтянув к дате образование Ставропольской губернии. Как историк считаю, что повод «притянули за уши». Раньше было по-другому. Традиционно в мае с советских времён проводили парад оркестров. Со всего края приезжали, готовились, а значит, музыкальное образование развивали на селе. Праздник был совершенно не пафосный. Возродить такое враз, конечно, невозможно, но есть же у нас военный оркестр, который участвовал в Параде Победы. Почему бы не организовать его выступления хотя бы раз в месяц – это же отличный способ воспитывать патриотизм!
– Оркестром воспитывать патриотизм? Как?
– Вы преподаёте в вузе, общаетесь с молодёжью, в том числе и из районов. Они собираются вернуться в село?
– Единицы. Больше того, многие настроены вообще «валить из Ставрополя». К сожалению, тенденция эта появилась в последние годы, особенно после образования СКФО. Молодёжь не хочет возвращаться в некомфортное село и намерена покинуть некомфортный, с их точки зрения, Ставропольский край.
Что можно с этим сделать? Думаю, нужны огромные вложения в инфраструктуру села, как это было во время реформ Косыгина во второй половине 60-х годов прошлого века. Приведу исторический пример. В селе Иргаклы был замечательный колхоз «Путь к коммунизму». Бурунная степь, где практически ничего не растёт. Посреди степи процветающее село: всё утопало в зелени, парк с аттракционами, футбольная команда. Главное – у всех была работа, даже у женщин, что на селе непросто. Каким образом? Открывали небольшие производства, например, цех по пошиву тапочек. Вот и все условия, чтобы молодёжи хотелось вернуться – комфорт и работа.
Удельный князь Уткин
– Чтобы был результат, государству не обойтись без экспертов, знающих село. Где их взять?
– В этом может помочь новый институт полномочных представителей губернатора. Они как раз и расскажут о том, что важно в первую очередь, а что – подождёт. С моей точки зрения – это хорошая идея. Мы же с вами живём в России. Здесь каждый человек, облачённый властью, мнит себя удельным князем.
– Получается, им делегировали полномочия как раз удельных князей?
– Именно так. Посмотрим, что из этого выйдет.
– Самым спорным из полпредов оказался Андрей Уткин, бывший председатель краевой думы, ранее судимый. Одни говорят – он себя дискредитировал, другие – лучше полпреда для востока не найти...
– Мне он казался человеком абсолютно циничным. Который идёт к своей цели, как ледокол Ленин к Северному полюсу. Возможно, такой и нужен.
В восточных районах многое уже упущено. Я много бывал там и видел это своими глазами. Местные администрации долго вели своего рода «заигрывание с приезжими», которым давали пастбища, чтобы земли не пустовали. Жители жаловались, что идёт варварская экспансия. Пришлые землю не жалеют, не думают о последствиях. Видел вырубленные лесополосы, которые сажали в 60-х, чтобы остановить пески. Вскоре нас уже экологическая катастрофа ждёт.
– Недавно край выиграл апелляцию по вопросам аренды земли с одним из соседних регионов.
– Это объяснимо. Даже если смотреть с точки зрения истории. Эти земли привели в порядок, освоили, стали заниматься земледелием терские казаки. В XVIII веке Предкавказье заселяли русскими православными крестьянами. Чтобы создать надёжный тыл: обеспечить продовольствием армию и «застолбить место».
Политика государства в те времена была отнюдь не однобокой – только война. С мирными горцами вели торговлю. В Кавказской гимназии Ставрополя обучалось до 200 горских детей. Поначалу они не воспринимали традиции, не воспринимали нормы права. Всё очень напоминает сегодняшнюю ситуацию. Но с ними возились, учили русскому языку, истории. Был и обратный процесс: в гимназии и семинарии обязательно изучали языки местных народов: татарский и черкесский.
Не равенство и не братство
– Советский Союз был ещё успешнее в объединении народов – все чувствовали себя равными.
– Многие помнят, как толпы туристов пешком ходили по Северному Кавказу – и в мыслях не было чего-то бояться! Сегодня мы с сожалением видим, что упущены и разрушены отношения, которые выстраивали веками.
Разрушены и внутренние связи, удерживающие людей, например, на селе. С начала 90-х государство сделало ставку на политику либерализма, и что получилось? Люди, которые при советской власти привыкли, что о них заботятся, оказались брошены в омут рыночных отношений. Исторически сложилось, что сельский житель более консервативен, чем городской. И сегодня в селе сильнее ностальгируют по Советскому Союзу. Не по идеологии марксистско-ленинской. По той стабильности, которая была.
Можно говорить, что деньги бросали на ветер, что была неэффективная экономика. Но основы, за счёт которых до сих пор живёт наше сельское хозяйство, заложили в Союзе. И его не вернуть на былые позиции без помощи государства.