Гладкая трасса радует новым асфальтом. Торопливо бегущая в гору дорога – всего-то пара часов и окажешься среди невиданных красот – Теберда, Домбай. А здесь, в Предгорье (этот район Ставрополья так и называется – Предгорный), второй раз обстреляли полицейский пост в поселке Мирном. Он почти на стыке Ставропольского края и Карачаево-Черкесии.
Проверка на дорогах
Светлана живёт здесь не так давно – переехали к родителям мужа. Работа есть, есть планы – живность разводить. «Как это – на земле жить, да без огорода? И скотину не держать?» – женщина удивлённо пожимает плечами. Мясо – в первую очередь для себя – на рынок не наездишься, да и неправильно это – из села в город за сельхозпродуктами кататься.
Хотя для многих жителей ставропольских сёл такая постановка вопроса давно стала привычной. «Подкармливает» и дорога – вдоль федеральной трассы магазинчики, как грибы. Каких покупателей больше – проезжих или поселковых – не считают. Местные точно знают – зимой чаще едут в Домбай, летом – на Медовые водопады. Они тут совсем рядом – за поворотом. Посёлок тянется вдоль дороги, как вдоль реки, улочки, словно в ручьи – стекают вниз в сторону Кисловодска и поднимаются в гору – там, где причудливые пещеры манят своей таинственностью.
«Лазали туда?» – спрашиваю у местных жителей на автобусной остановке. – «Ничего там нет, пусто, - машет рукой мужчина средних лет, - это всё море выточило, да ветер». Миллионы лет назад здесь потрудилась вода, дав нам сегодня возможность любоваться загадочными формами… Загадки в Мирном есть и совсем иного рода. В ночь на 15 августа был обстрелян из гранатомёта пункт полиции.
Крепкие парни в камуфляже показывают мне дыры в обшивке – снаряд застрял в крыше здания и по чистой случайности не взорвался. Тогда была не их смена, но от этого не легче – близкие волнуются. Парни поправляют автоматы – такая работа.
На пункт полиции за год нападали дважды – 1 сентября 2011-го здесь погиб старший лейтенант Андрей Богданов. В тот вечер из «девятки» без номеров вышел человек и открыл огонь по полицейским. Напарник Андрея успел спрятаться. Нападавших было не менее трёх, один из них унёс автомат убитого Богданова. Спустя время оружие старлея было найдено в логове боевиков в Черкесске…
На этот раз, в августе 2012 г., стреляли из ручного гранатомёта РГД-26 из недостроенного здания прямо напротив – бетонные блоки сложены словно намеренно. Есть версия, что открыл огонь кто-то из местных. Охотились же, уверены полисмены, за оружием. Это обычная практика бандитов – случаев нападений на посты ДПС немало. Прежде в Мирном и был пост ДПС. Сегодня – пункт полиции. Как пояснили «АиФ-СК» в краевом управлении внутренних дел, теперь это не просто пост, функции шире.
Сотрудники ДПС выполняют свои задачи, кроме того, здесь находятся участковые уполномоченные, сотрудники уголовного розыска Предгорного отдела полиции. Правда, один из бывших полисменов посчитал, что дело в сокращении кадров МВД.
Есть и ещё одна версия – пост ДПС планировалось якобы открыть в соседнем поселении – у самой границы с КЧР, но пока тишина. И здесь, в Мирном, уже не пост? От смены названия работы у наших ребят меньше не стало. Правила нарушают часто, и от проверки на дорогах их никто не освобождал. «Следим за порядком, трасса серьёзная, загруженная», - у лейтенанта полиции Анжелики Ткаченко взгляд спокойный, уверенный. Она инспектор ДПС, 7 лет в погонах.
«Самый лучший и красивый»
Прямо за пунктом полиции – мечеть. Он словно прикрывает её с дороги. Улица Высокогорная – такая и есть: всё вверх и вверх. Ниже от поста – магазинчик. Здесь тоже спрашиваю – не страшно ли? Стреляют… Проходящая мимо девушка с плейером что-то слышала об этом, но точно не знает.
Женщина в возрасте Фатима говорит, что очень любит свой посёлок, живут здесь десятки национальностей, а споров и раздоров не было и нет. В Мирном около 2 тыс. жителей, национальный состав – «густозамешанный». У красавицы Риммы в предках грузины, немцы, русские, карачаевцы – сразу и не угадать, какого она роду-племени. Повар Зуля из придорожного кафе по маме – украинка, по отцу – карачаевка. Готовит разные блюда: «как дома, всем нравится». Двое мужчин специально остановились плова поесть – не в первый раз. Здесь стараются – приветливые, обходительные. От проезжающих заработок зависит, работы в посёлке всё-таки немного. Люди ездят на работу в Ессентуки, Кисловодск.
Поселковый глава Султангери Чипчиков говорит о Мирном с гордостью – самый лучший, самый красивый, самый уютный. На журналистку, когда-то написавшую о посёлке как о горячей точке, он не обижается. «Неправильно такую оценку давать, вот и всё», - говорит Султангери.
В самом-то Мирном нет конфликтов, и люди за мир и Мирный держатся. Была бы работа с зарплатой – жить можно. Мирно и в Мирном. Но всех своих тайн посёлок не выдал…
Мнение
Владимир Деревянко, председатель центрального совета межрегиональной общественной организации содействия развитию гражданского общества и правам человека в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах:
- Кто из руководителей силовых структур сможет дать честный и прямой ответ по недавнему инциденту в посёлке Мирный? Что это было - теракт или месть за какие-то деяния? Что творится на КПМ и постах ДПС ГАИ – не новость ни для кого.
Не секрет, что наши правоохранительные органы и спецслужбы оторваны от народа, поскольку своими действиями вызывают недоверие, что вполне оправдано. Раскрытие такого рода преступлений возможно только путём четкой оперативно-розыскной деятельности, то есть путём получения информации. Но о какой информации может идти речь, если люди не доверяют этим структурам? О профилактике преступлений и правонарушений: кто сможет показать ведомственную документацию МВД РФ, в которой указано на то, что деятельность участковых уполномоченных полиции направлена на профилактику преступлений и правонарушений? Во всех без исключения силовых структурах существует неистребимая система так называемых «галочек», идёт подсчёт показателей. Нет у тебя на участке раскрытых преступлений и протоколов об административных правонарушениях, значит, ты не работаешь. О какой профилактике в таком случае можно вести речь, если участковые заняты раскрытием преступлений и выявлением административных правонарушений? В такой ситуации вполне естественно, что они не имеют нормальных оперативных контактов с населением и не знают обстановки на участке.
Интервью с Владимиром Деревянко – в следующем номере «АиФ-СК».