Трагедия в Пятигорске, где жертвой педофила стала Аня Прокопенко 2002 года рождения, вызвала огромный резонанс в обществе. Горькая утрата, боль родных и близких – её ничем не измерить… Тысячи родителей, бабушек и дедушек ужесточили режим летнего отдыха своих чад. О том, можно ли распознать педофила и главное – как уберечь ребёнка от насильника, «АиФ-СК» рассказала Инна Владимировна Дьякова, врач-сексолог Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы № 1. Вопросы задавала Елена Евдокимова.
Педофил -1 на 10 тысяч, остальные – «псевдо». Но от этого не легче…
- По данным Следкома СК, 69 несовершеннолетних подверглись сексуальному насилию за 6 месяцев 2012 года. Эта страшная статистика показатель: а) растления общества, б) безнаказанности или в) на территории Ставрополья какая-то «педо-аномалия»?
- Современное общество в настоящее время подвержено истерии по поводу увеличивающегося числа случаев сексуального насилия в отношении детей. Подобные преступления существовали столько, сколько существует человечество. В прошлые годы они менее афишировались, муссировались в СМИ, Интернете. Работа правоохранительных органов стала сегодня более публичной. Да и люди чаще подают заявления по поводу насилия над своими детьми, что раньше часто умалчивалось, оставалось в кругу семьи, дабы не предать огласке «позорное пятно». Дети же, отовсюду слыша об изнасилованиях, убийствах и других преступлениях, чаще рассказывают взрослым о том, что с ними произошло. Что действительно изменилось за последние годы – это характер насильственных сексуальных действий против детей и «портрет насильника». Для начала следует дать определения педофилии и псевдопарафильных действий. Педофилия – это психическое заболевание, при котором у мужчины выявляется расстройство сексуального предпочтения с преимущественным выбором детей в качестве сексуального объекта. Мотив совершения такими личностями правонарушений – исследовательский, глубинно психопатологический, согласно которому человек в своих противоправных действиях (прикосновение к половым органам ребенка, рассматривание их и прочее) проходит, хоть и достаточно отсрочено, одну из стадий психосексуального развития (любопытства, направленного на половые признаки противоположного пола), не пройденную им в детстве. Встречаемость педофилии не меняется десятилетиями - 1 на 10 тыс. населения. Это те личности, поведение и психологический портрет которых давно изучены. Они в исключительных случаях совершают агрессивные, садистические сексуальные действия, потому что истинная педофилия – антипод садизма. Такие мужчины стремятся к работе с детьми, берут в жены женщин с несовершеннолетними детьми, когда истинными мотивами их поступка является не любовь к женщине, а сексуальный интерес к ее детям. Давно разработаны и применяются методы психотерапевтического и медикаментозного лечения этого расстройства, в большинстве случаев эффективного.
Насколько я располагаю информацией, количество преступлений против половой свободы детей в последние годы в нашем крае находится на приблизительно одном уровне, без тенденции к росту. Их количество меньше, чем, например, в соседних Краснодарском крае и Ростовской области. Однако из-за резонансности этих правонарушений в средствах массовой информации, складывается впечатление о другой статистике. Видимо правоохранительные органы, родители и родственники потерпевших детей более активно, чем где-либо, сотрудничают со СМИ. На мой взгляд подобная тенденция патологична, потому что вызывает панические настроения в обществе.
- Существует ли временная «педо-зависимость» и не вызывает ли у педофилов чрезмерно активное муссирование в прессе преступных «сексуальных позывов»? После смерти 9-летней Ани Прокопенко в Пятигорске в Минеральных водах задержали мужчину, совершившего сексуальные действия в отношении 7-летнего ребёнка…
- Количество сексуальных преступлений против детей не имеет закономерной сезонности. Обилие же сообщений о подобных правонарушениях в СМИ может спровоцировать совершение насильственных сексуальных действий в отношение ребенка человеком, не обязательно педофилом, а психически неуравновешенным, стремящимся таким извращенным образом, к «известности, славе», или желающим проверить – «найдут меня или нет», эти люди - так называемые «игроки с законом».
- Так как распознать педофила – да, они коварны, изобретательны, изворотливы. Тем не менее – существуют же определённые признаки?
- Подавляющее большинство сексуальных преступлений против детей в настоящее время – это так называемые псевдопарафильные акты. Совершают их лица, не имеющие расстройств сексуального предпочтения, и по иным, не психопатологическим мотивам. Однозначного механизма возникновения у них желания совершить сексуальное насилие над ребенком нет. Условно можно выделить несколько категорий: это мужчины средних лет, вступившие в полосу возрастного андрогинного дефицита - уровень мужских половых гормонов у них снижен, начались проблемы в интимной жизни. И, в силу определенных личностных особенностей, не позволяющих этому мужчине «опозориться» перед взрослой женщиной, они выбирают объектом «проверки» своих возможностей ребенка. В числе возможных псевдопедофилов - подростки, не имеющие в силу возраста сформированных морально-этических представлений, достаточного уровня эмоциональности, способности к сопереживанию, руководствуясь желанием иметь «крутое» видео, чтобы хвастать перед приятелями, «выложить» его в интернет, совершают насилие над более слабым (морально и(или) физически) сверстником или ребенком младше себя, не понимая циничности и противоправности своего поведения. Как они поясняют – «все так делают», «в Интернете этого полно», «что тут такого»…
Отдельная категория - лица, отбывавшие ранее наказание в виде лишения свободы на протяжении длительного периода времени, часто за совершение иных, не сексуальных, преступлений, освободившись, утрачивают способность к гетеросексуальному общению (не могут познакомиться с женщиной, чем-то ее заинтересовать, не уверенны в своих мужских способностях, не имеют работы, и пр.). Помимо перечисленного, они длительно жили в условиях определенной субкультуры, принятой в среде «зека», где существует свой стереотип сексуального поведения (гомосексуальный, зачастую агрессивный, насильственный), усвоив который, они реализуют его в жизни после освобождения, выбирая сексуальным объектом не способного оказывать сопротивление ребенка и часто избавляясь от него после получения желаниемого. Они заметают следы, осознавая, что ждёт их в заключении за это преступление.
Портрет современного «псевдопедофила» многогранен не в силу его изворотливости, а по причине того, что эти действия совершают психически здоровые мужчины, не имеющие диагноза педофилии по механизмам утраты способности к межличностному, эмоциональному, чувственному общению с половозрелой женщиной.
Родители, говорите с детьми!
- Что происходит – родители стали более безответственными, отдавая подростков в «руки» Интернета, ТВ? Вроде сидит ребёнок в сети, вроде – на глазах, а что там творится – не каждый родитель проверяет… Понятно, что и дети стали другими, интересы реально не куклы, а иные развлечения. Такие, что прежде в их возрасте и не обсуждались. Запретный же плод оказывается совсем не сладким…
- Родители, живущие в наполненной стрессами среде, старательно зарабатывают деньги на обеспечение достойного существования своих детей. Выплачивают кредиты, ипотеки, выкладываются на работе - они считают, что все делают для своих кровинок, забывая при этом лишний раз поговорить с ребенком о волнующих его проблемах, проконтролировать чем он занят, поинтересоваться характером увлечений своих детей, рассказать о половом взрослении и его особенностях, опасностях. Если говорить о детях – жертвах сексуального насилия, то их социально-психологический портрет также изменился. Если раньше это преимущественно были дети из неблагополучных семей, сироты, дети с умственной отсталостью, то в настоящем – это дети из полных, материально благополучных семей, но проявляющих себя виктимно – как жертвы. Вот это как раз и происходит из-за растлевающего воздействия средств массовой информации, социальных сетей и пр. Дети рано и в извращенной форме познают азы сексуальности. Ведут переписку в социальных сетях с сомнительными личностями, на сомнительные темы; умышленно, желая казаться старше, приписывают себе там возраст, договариваются и идут на встречи с этими лицами (как один из вариантов жертвенного поведения), не понимая при этом ни истинных мотивов своего виртуального знакомого, не могут прогнозировать последствия таких встреч.
- Как уберечь детей от этой беды? Говорят и пишут об этом много, есть ли какие-то жёсткие рекомендации, которые родители обязаны взять за правила?
- Необходимо, ни в коем случае не запугивая ребенка, спокойно, просто и правдиво сообщать ему сведения (соотносимые с его возрастом) о сексуальной жизни взрослых людей. Наиболее частые отговорки родителей детей, переживших сексуальное насилие, это: «а что им рассказывать, они сейчас с пеленок все знают», или – «мне стыдно, ведь мне никто об этом, когда я росла, не говорил», «есть школа – вот они пусть и объясняют, я не педагог». Однако те, которые «все знают с пеленок», знают это не от авторитетного взрослого, а от «опытного» приятеля, из того же Интернета и каких-то иных источников. Перекладывая обязанность по обеспечению охраны жизнедеятельности своего ребенка всецело на систему образования, нужно помнить, что она в настоящее время далека от совершенства, люди, преподающие «что-то касающееся полового воспитания», преломляют излагаемую информацию через собственный, порой негативный сексуальный опыт и эмоции. Поэтому дать какие-то «жесткие» рекомендации родителям сложно, можно лишь продолжать призывать их быть внимательными к проблемам своих детей, проводить с ними большую часть свободного времени, общаться на различные темы, приводя примеры последствий тех или иных поступков, делясь своими эмоциями и опасениями. И, конечно же, как азбуку, маленьким детям постоянно повторять прописные истины - не разговаривай с не знакомыми, не бери от них угощения, не открывай никому дверь, не садись в чужие машины, не заходи в лифт (подъезд) с незнакомым мужчиной.