Заброшенные поля, заржавевшая техника и забытые фермы, безработица. Давно ли колхозное хозяйство было таким?
Может ли колхоз сегодня не только быть успешным по сводкам, а на деле крепко стоять на ногах, давая возможность своему коллективу чувствовать себя достойно как в материальном, так и в моральном плане. Другими словами, уверенно смотреть в завтрашний день, уважать и поддерживать своего председателя за отношение и реальные дела. Может ли доярка получать зарплату 30000 рублей и более? Оказывается, может!
Мы ехали в СПК колхоз «Русь» Советского района с нескрываемым чувством любопытства. Слишком много слышали о легендарном его председателе Василии Шебалкове. В кресле председателя он уже более 26 лет. Опыт бесценный, особенно для тех руководителей, кто, пеняя на обстоятельства и всесильный рок, преследующий российских аграриев, платит тому же крестьянину гроши. Вот несколько показательных цифр. Средняя заработная плата в СПК составляет – 28000 рублей, самая большая в регионе! Фонд заработной платы в прошлом году составил порядка 150 млн рублей. Чистая прибыль предприятия – 117 млн рублей. Хозяйство не пользуется кредитными услугами любой банковской системы. Специализируется предприятие на растениеводстве и разведении крупного рогатого скота. Показатели впечатляют. На 10000 га в прошлом году было собрано 55000 тыс. тонн качественной пшеницы 3 и 2 класса. Поголовье крупного рогатого скота – 2300 голов. В 2011 году общий темп роста отрасли, по сравнению с 2010 г., составил 10%. Здесь берутся во внимание и надои, и количественный показатель рождаемости телят. И останавливаться на этом коллектив не собирается. Все обязательства перед тружениками СПК выполняет в полном объеме. Предприятие обеспечено всем необходимым для полноценной трудовой и экономической деятельности. Машинно-тракторный парк полностью укомплектован всем необходимым и готов к весенне - полевым работам. «В чем секрет?» - спросили мы председателя. Ответ был прост, как все гениальное: «Не воруй».
Наша беседа с Василием Шебалковым получилась неоднозначной. С одной стороны глубочайшее уважение и удивление – ну как один нормальный русский мужик смог добиться таких результатов и стабильности, а с другой стороны - почему ему так одиноко в своих усилиях?
Госпомощь - адресно
-Василий Васильевич, ваши дела говорят за вас. Но, наверное, не так все просто и безоблачно в родимых пенатах…
-Безусловно. Иногда я задаюсь вопросом, до каких же пор мы будем жить во тьме? Какая бы ни была советская власть, но были планы. Да, безусловно, был и контроль. Сейчас же на руководителя свалилось абсолютно все – нужно не только подготовить, вырастить и собрать урожай, но и выгодно продать его. Ключевое слово здесь – выгодно! Только после этого можно подводить итоги и планировать будущее. И здесь начинается для аграриев открытое плавание по волнам непредсказуемого российского рынка. Ведь очень сложно сразу продать урожай по выгодной цене. Значит, нужно его придержать до весенних ценовых всплесков. А где хранить? Элеваторы же берут немыслимые деньги за отгрузку и хранение. Сегодня на колхознике зарабатывают все. Огромные деньги отдаются не всегда добросовестным частникам! При этом только наше хозяйство вливает в государственную казну ежегодно порядка 100 млн рублей налоговых отчислений! А субсидий в прошлом году хозяйство получило чуть более 4 млн…
- Но кто-то ведь, наверное, помогает или обязан, в конце концов, это делать?
- Сегодня можно смело говорить о том, что некоторые административные органы почему-то взяли на себя пассивные функции информационного посредника – собрать сводки с полей, обработать и передать их выше. А если сводки вовремя не подаются, то начинается давление - мы лишим дотаций, мы лишим поддержки! Получается замкнутый круг – дотации выдаются, и набегает толпа проверяющих – куда дели? Как потратили? Иногда колхозники просто отказываются от этих дотаций, чтобы не тратить силы, нервы и время на эти отчеты. Глубоко убежден, все государственные дотации должны поступать адресно, непосредственно сельхозтоваропроизводителю. Так, как это делается во всем цивилизованном мире. Особенно хочется заострить внимание на разного рода контролирующих органах и их очень активной деятельности. Им нет конца. Во многом, вся их деятельность заключается только в том, что- бы под благовидным предлогом общественного контроля, оторвать от производственного процесса ведущих специалистов хозяйства. Или можно решить вопрос по-хорошему. Наверное, здесь все понимают, о чем идет речь.
Обещанного три года ждут?
- А государство подставляет плечо?
- Мы благодарны правительству за поставку льготного топлива, это, безусловно, правильный, государственный подход. С чувством сопричастности к нашим проблемам мы слушали речь премьера, в которой он недвусмысленно сказал, что в 2012 году эта поддержка будет продолжена. Причем еще в большем объеме. А цена дизтоплива будет не выше 16 рублей за кг. Поэтому, обрадованные таким посылом, мы обратились в соответствующие службы. Там нас спустили с небес на землю – льготное топливо пока не отпускается, так как еще не сформирована цена на топливо по этой программе. Несолоно хлебавши мы вынуждены были закупить 300 т топлива по рыночной цене. Время ведь поджимает. Примечательно, что свое заявление Владимир Путин сделал в горячий предвыборный период, что, согласитесь, давало веские основания верить, что так оно и будет. Но если даже сейчас воз и ныне там, то после выборов эти обещания видятся уже в несколько иллюзорном виде.
- Каждый день колхоз получает 8 тонн молока. Срок хранения молока – сутки. Встает вопрос – куда его деть? Переработчики просто пьют кровь. Предоплату за нашу продукцию никто не платит. Получается, что колхозник просто банально кредитует переработчика. Кстати, литр молока мы продаем за 14 рублей, а в магазине уже пол-литра кефира стоит 19 рублей.
Проблема сбыта и переработки для всех производственников больной вопрос. Это касается не только молока, а всей без исключения продукции аграриев. Та же проблема встает и по реализации мяса.
В лучшем случае мясо продается в соседние регионы, наверное, потому, что только там люди хотят кушать. А ведь какой раньше был мясокомбинат в Георгиевске?! Мощность переработки 400 голов крупного рогатого скота, 2000 овец, 800 свиней в сутки! а сейчас – 40 голов, не больше! Разрушен мощнейший Зеленокумский хладокомбинат. Мы выращиваем овощи, а где консервные заводы? Где хранилища?!
Инфраструктура перерабатывающей отрасли дышит на ладан. Наверное, основная причина – равнодушие властей. Проблемами интересуются, но слишком поверхностно, не вникая в их суть.
Достучаться до небес
-Я понимаю, что о проблемах можно говорить долго. Все о них говорят, но мало что меняется. Чтобы нас не только услышали, но и отреагировали, в хорошем смысле слова, нужен более качественный диалог с властью. Почему бы нам всем, ставропольским аграриям, не создать свой объединяющий всех орган, клуб, сообщество. Да назовите как хотите. Уже понятно, что в одиночку нам не достучаться до власть имущих. Сами чиновники не горят желанием вникать в реальную жизнь села, не барское, видимо, это дело. А к уважаемому и авторитетному сообществу, за которым стоит все сельское население края, отношение будет уже другое. Мы должны более цивилизованно и настойчиво говорить с властью о своих проблемах и правах, не забывая при этом о своих непосредственных обязанностях и людях, за которых мы несем большую ответственность.
…На обратной дороге мы всматривались в заснеженные поля, а в ушах просто звенел неравнодушный голос Шебалкова, рассказывающего о своем урожае, о поголовье скота, о телятах, о рабочих людях. Безусловно, проблем много и не все они решаемы. В то, что грядут скорые и позитивные перемены, аграрии уже не верят. Но доподлинно точно известно одно – пока такие горячие и неравнодушные сердца и трудолюбивые руки обрабатывают эти земли, колхозы будут жить, и жить они будут хорошо!