Примерное время чтения: 6 минут
590

Владимир Полубояренко: о годовщине ГКЧП, Горбачеве и регионе

АиФ-СК №32 10/08/2011

Руководитель ставропольского отделения  региональной организации «Территория закона» Владимир Полубояренко на протяжении многих лет борется за гражданское общество. Сегодня он – гость нашей редакции.

Местные власти выбрали ГКЧП

– Владимир Михайлович, нынешнее молодое поколение в большинстве своем мало представляет, что стояло за событиями августовского путча 1991 года, 20-летие которого мы скоро будем отмечать. Вы были активным участником тех событий. Как к путчу отнеслись наши земляки?

– Я тогда жил в Черкесске. По приказу заговорщиков в городе были отключены телефоны, появились военные и милицейские патрули с автоматами.

Мы, сторонники свободы, собрались вместе и, соблюдая конспирацию, приняли решение создать подпольный штаб сопротивления хунте. Население было в растерянности, никто не знал, что произошло в стране. Мы и сами узнали об этом, только услышав по радио Би-би-си указ президента России Ельцина, который назвал членов ГКЧП государственными преступниками. Но местная власть решила поддержать ГКЧП. Мы стали организовывать сопротивление. Мужественно повел себя областной прокурор Юрий Лушников. Как потом выяснилось, он, единственный прокурор в СССР, написал представление о том, что ГКЧП совершило тяжкое государственное преступление, предусмотренное ст. 64 УК РСФСР («Измена Родине с целью захвата власти»). Но это прокурорское предупреждение власть проигнорировала.

– Вы получили государственную награду – медаль «Защитнику свободной России». Очевидно, за сопротивление путчу?

– Да, именно за это. Информации у жителей тогда не было, и наш штаб отпечатал текст указа президента России и представление областного прокурора ночью в типографии Госкомстата. 200 тысяч листовок были разбросаны по всей территории Карачаево-Черкесии. Во время их распространения я был арестован вместе с 13-летней дочерью. Меня бросили в подвал местного МВД. Если бы во время ареста я не успел по рации передать сообщение в штаб сопротивления, после чего в милиции появился сам прокурор с требованием моего освобождения, то все могло бы закончиться для меня трагически. Через три дня авантюра ГКЧП лопнула. Трое руководителей подпольного штаба сопротивления, действовавшего в Карачаево-Черкесии, были награждены медалью «Защитнику свободной России». Среди них был и я.

Реформы были нужны

– Вы знакомы с Горбачевым, как большинство советских людей, с воодушевлением встретили перестройку. Каково сейчас ваше отношение к первому и последнему президенту СССР на фоне большого разочарования в нем и его реформах?

– С приходом к власти нашего земляка Горбачева стала быстро оживать экономическая жизнь, появились первые кооперативы. Я, как предприимчивый и деятельный человек, одним из первых открыл свое дело, став сопредседателем кооператива «Эльбрус», в который на работу принимали социально обделенных и самых бедных людей – инвалидов.

Мы наладили с нуля выпуск товаров. Более 300 инвалидов получали достойную зарплату, которой завидовали и здоровые мужики. Из средств прибыли начали строить многоэтажный корпус Дома инвалидов, открыли бесплатную столовую в центре Черкесска. Стали строить мини-завод. Купили для нужд УВД 10 машин, японские радиостанции и т.д.

Реформы Горбачева принесли много положительного. Люди почувствовали, что можно впервые «в свете плюрализма» выражать свои мысли вслух, не боясь репрессий ВЧК-ГПУ-НКВД-КГБ.

Начала стремительно меняться международная обстановка. СССР перестал быть «империей зла».

Рухнули не только Берлинская стена и пресловутый «железный занавес», но и страх мирового сообщества перед угрозой термоядерной войны.

Кстати, с Горбачевым я познакомился в 2000 г., меня представил мой друг, губернатор Самарской области Константин Титов. Многие часы мы провели в душевных беседах с Михаилом Сергеевичем. Это очень ранимый человек, с горечью он рассказывал, как на благодатной почве стали плодиться политические авантюристы, которые и привели к предательству собственного народа, беловежскому соглашению, приведшему к распаду СССР.

Беда Горбачева в том, что его окружали карьеристы и бездари. Я убежден, что отнюдь не он виноват в развале огромной страны Советов, в чем его сегодня пытаются обвинить недоброжелатели, К превращению России в коррумпированное олигархическое государство напрямую причастны последующие правители.

Контроля не хватает!

– Вы – правозащитник, а в нашем непростом, с точки зрения соблюдения законности, крае, такая деятельность, наверное, рискованна. Вам угрожали?

– Да, борьба за права людей у нас в стране сопряжена с повышенным риском для тех, кто этим занимается. Не скрою, угрозы я получал. Но я – стойкий и убежденный человек, умеющий держать удар. Запугивать меня бесполезно. Подкупать – тоже, поскольку я – православный человек, и понятие морали для меня не пустой звук.

– Год назад мы писали о громком процессе. Тогда вам удалось вернуть матери двоих детей Татьяне Сергеевой гражданство, которое у нее отняли, можно сказать, без оснований. А ведь таких случаев очень много…

– Аналогичных дел в России 65 тысяч. Решение по  делу Сергеевой стало прецедентом в стране, у таких, как она, появилась надежда законным путем вернуть гражданство. Однако мы убедились, что система сдаваться не хочет. Пример – недавнее дело Ольги М., имеющей двух дочек и лишившейся гражданства тоже по пустяковому основанию. Районный суд принял сторону моей подзащитной, а вот краевой отказал Ольге в российском гражданстве.

– Несколько лет назад Юг России назвали «прачечной». Имелось в виду, что у нас отмывались огромные «грязные» суммы. С образованием

СКФО ситуация изменилась?

– Юг России всегда был крайне коррупционным регионом. По данным Росфинмониторинга, наш регион и сейчас уверенно держится в тройке главных российских «прачечных» (вслед за Москвой и Санкт-Петербургом) по отмыванию грязных денег и разворовыванию средств госзаказа. С образованием СКФО эта тенденция резко усилилась. По данным той же финансовой разведки, в прошлом году число таких злоупотреблений в южном регионе выросло сразу на четверть. И ускорение процесса неминуемо: ведь бюджетными средствами регион перенасыщен – миллиарды рублей вкачиваются сюда по разным социально-экономическим программам, результативность которых мало видна. Отсутствуют действенные механизмы контроля за расходованием огромных средств. Неудивительно, что идет грандиозный распил этих бюджетных средств.

– «Территория закона» вступилась за жильцов Октябрьской улицы Ставрополя, где по мошеннической схеме власти попытались отобрать землю под коммерческую застройку…

– С ситуацией после нашего вмешательства разбирался краевой омбудсмен Алексей Селюков. Он дал экспертное заключение с принципиальным выводом: решение Октябрьского райсуда, отказавшего гражданам в пользу коммерсантов, подлежит отмене. Люди воодушевились, они готовы бороться дальше. Этот опыт убеждает: бороться за гражданское общество нужно сообща.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах