Власти Чечни реставрируют средневековый историко-архитектурный комплекс в высокогорном селе Хой, опустевшем после депортации местных жителей в 1944 году. Теперь его планируют сделать центром притяжения туристов. Об истории древнего аула и планах по его развитию – в материале «АиФ-СК».
Посещали первобытные охотники
По данным историков, люди начали заселять территорию села Хой ещё 5 тыс. лет назад, после последнего ледникового периода, когда потепление привело к образованию пастбищных альпийских лугов. Археологи находили стоянки первобытных охотников, разбитые около 2,5 тыс. лет назад. Аул возник намного позже – после вторжения Тамерлана на Кавказ в Средние века.
В переводе с чеченского языка «хой» означает «стража». Такое название могли дать потому, что поселение было расположено на Великом шёлковом пути, с которым были связаны не только экономические, но и стратегические интересы разных народов. Со времён скифов на территории современной Чечни происходили крупные военные сражения местных жителей с кочевыми племенами.
Основатели аула выбрали место в Хойско-Макожойской котловине на площадке высотой 1,8 тыс. метров над уровнем моря. Такое расположение позволяло не только эффективно обороняться от вражеских атак, но и заниматься террасным земледелием и животноводством.
«В нескольких километрах от села находится озеро Кезеной-Ам. Оно образовано в результате провала земли. Первые поселенцы Хоя строили свои дома подальше от водоёма, на устойчивых скальных породах. Питьевую воду брали не из озера, а из многочисленных родников, бивших поблизости», – говорит профессор Чеченского государственного университета Лейчий Гарсаев.
Он утверждает, что Хой стал родовым центром одноимённого чеченского тейпа (рода), входившего в одно из девяти мощных объединений тейпов – тукхумов – под названием Чеберлой. Потомки основателей рода рассредоточились по другим населённым пунктам Чечни, включая сёла Побединское, Автуры, Алхан-Кала, Ильиновская и Петропавловская станицы, город Шали.
Считается, что чеченцы приняли ислам в XVI веке, но хоевцы познакомились с новой религией раньше остальных соплеменников из-за соседства с Дагестаном. По переписи 1867 года в ауле насчитывалось 195 домов и около двух тысяч жителей. До депортации Хой, ставший селом, был одним из крупнейших поселений в Чеберлоевском районе Чечни. Его жители разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей.
После выселения вайнахов в 1944 году Хой опустел, а Чеберлоевский район, в который он входил, упразднили. Уцелевшие в селе исторические постройки серьёзно пострадали во время двух чеченских кампаний.
Раствор не использовали
На подходах к селу Хой располагались боевые башни, жилые постройки находились ближе к центру. Быстрому проникновению врага мешали узкие улочки, а каждое сооружение в случае нападения легко становилось своеобразной крепостью, затрудняя продвижение вражеских воинов. Помимо традиционных башен высотой несколько этажей, строили одноэтажные и двухэтажные дома.
«Стены возводили из гладко отёсанных камней, их укладывали настолько плотно друг к другу, что строительного раствора и не требовалось. В этом особенность чеченских архитектурных сооружений. Позже начали использовать особую глину. Старожилы говорят, что к ней добавляли муку и яйца, чтобы повысить прочность природного цемента», – утверждает Лейчий Гарсаев.
По информации директора Аргунского музея-заповедника Рамзана Хаджиева, на территории Хойского историко-архитектурного комплекса находится более сотни объектов. В их числе две мечети, две боевые башни – к востоку и западу от села, жилые башни и сакли, включая сооружения с уникальными арочными перекрытиями на первых этажах, отведённых под содержание домашнего скота.
«Такие перекрытия на территории республики встречаются в Шаройском районе и Хойско-Макажойской котловине. От каждого столба могло отходить до 20 арок в зависимости от размера помещения», – говорит Хаджиев.
Боевые и жилые башни он датирует XII-XVI веками, сакли – XIX веком. Высота боевых башен – четыре этажа, около 16 метров. У них была своеобразная конструкция. На самом верху они опоясывались машикулями – навесными бойницами. Через них защитники башни могли вертикально обстреливать врага из луков, сбрасывать на него камни, выливать кипяток или смолу.
До начала реставрационных работ, по словам Хаджиева, ни у одной постройки не уцелели перекрытия и крыши, все они заросли сорняками и были завалены камнями. Дверные и оконные проёмы пустовали.
Восстановление средневекового аула начали несколько лет назад. Свой первоначальный облик обрели мечеть, медресе и две башни, постройки снабдили ночной подсветкой. Для вернувшихся на родину жителей построили типовые дома и небольшую мечеть, провели электричество и газ. Их жилища находятся на расстоянии 10-20 метров от Хойского комплекса и дальше.
Сейчас на территории комплекса ведётся благоустройство, регулярно проводятся субботники.
Без душевых кабин
Министр туризма Чечни Муслим Байтазиев говорит, что большие группы гостей из других регионов начали посещать средневековый аул Хой ещё с 2017 года. Росту его популярности способствовало развитие крупного туркластера на высокогорном озере Кезеной-Ам. Чтобы о комплексе узнали туристы, ведущую к озеру старую императорскую дорогу заасфальтировали и оборудовали указателями.
Власти республики также включают село в разнообразные туристические маршруты. В 2019 году через него проходила трасса любительских соревнований по трейлраннингу (бег по природному рельефу) «Кезеной-Ам -2019». В 2020 году село попало и в маршрут первого в летнем сезоне двухдневного пешего перехода. В нём также впервые провели очередной республиканский телевизионный конкурс «Синмехаллаш» («Духовные ценности»), участники которого соревновались в вокале и игре на национальных музыкальных инструментах, знании чеченских традиций и обычаев.
Село и в будущем планируется активно использовать для развития событийного туризма, проводить в нём массовые спортивные, культурные и гастрономические фестивали.
Сейчас восстановительные работы завершены почти на 80%. Открытие комплекса запланировано на сентябрь. По этому случаю организуют насыщенную культурную программу и народные гулянья, а долгожители расскажут о быте предков современных чеченцев.
«После реставрации село будет выглядеть так, будто в нём живут люди. Отдыхающие смогут зайти в любой двор и познакомиться с бытом чеченцев, рассмотреть устройство дома и домашнюю утварь. При желании – даже пожить, но без современных удобств, включая душевые кабины, в аутентичных условиях», – рассказывает министр.
Дорога в Хой из Грозного занимает около двух часов с лишним, если по пути делать остановки возле других местных достопримечательностей. Добравшись до озера Кезеной-Ам, надо проехать вдоль него, пока по левую сторону не останется гостинично-ресторанный комплекс. Дальше придётся углубиться в горы, в Чеберлоевский каньон. К поселению ведёт грунтовая дорога, её также планируется в будущем заасфальтировать.