Примерное время чтения: 4 минуты
1760

Дом Наны. Жители Северной Осетии восстановили древнюю святыню

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-СК №19 10/05/2017
Местная детвора помогает взрослым ухаживать за экспонатами музея.
Местная детвора помогает взрослым ухаживать за экспонатами музея. / А.Текоев / Из личного архива

В Северной Осетии-Алании, в небольшом селе Задалеском в Дигорском ущелье местные жители своими силами создали музей из останков дома, которому почти 500 лет. Это место считается святым, сюда приезжают паломники со всей страны.

Три пирога

В конце XIV века на Аланию напали татаро-монголы. Легенда гласит, что женщина, которую потом прозвали Наной (в переводе с осетинского – бабушка), пошла по сёлам собирать осиротевших детей, тайком увела их в горы и спряталась вместе с ними в пещере неподалёку от Задалеска.

Всего Нана собрала детей из 16 осетинских фамилий. Она кормила их фруктами из диких садов, корешками растений, поила травяными чаями. Когда опасность миновала, женщина с детьми спустилась в село. Местные жители были готовы принять на воспитание детей в свои семьи. Но дети так привыкли и полюбили Нану, что отказались уходить в чужие дома. Тогда селяне специально для неё построили дом. В нём она и растила приёмных детей как родных. Когда они выросли, Нана бесследно исчезла. До наших дней сохранились лишь часть стены и фундамент того дома.

«Испокон веков в нашем селе почитали Нану, первую субботу каждого августа отмечали её день, - рассказывает жительница села Задалеского Алина Хадаева. – Праздновали его обычно женщины, они собирались возле разрушенного дома, молились, просили защитить от болезней и от бед своих детей. Эту женщину, которая спасла и вырастила больше 10 приёмных малышей, все почитали как святую. Когда сыновей забирали в армию, осетинские матери приходили к сохранившейся стене, приносили три традиционных пирога с сыром. Один символизировал солнце, второй – землю, третий - воду, и просили благословения и защиты для своих детей у Наны. Незамужние девушки просят у неё себе женихов, бездетные пары молятся о рождении ребёнка».

В конце 90-х годов прошлого века местные жители стали обращаться за помощью ко всем, чтобы сохранить рассыпающуюся святыню. На просьбу откликнулись профессор Горского государственного аграрного университета Анзор Хачиров, этнограф Таймураз Таймаев, студенты вуза. Вместе с жителями они восстановили дом Наны.

Вход бесплатный

Сегодня музей выглядит, как настоящий средневековый аланский дом. На старом фундаменте возвели недостающие стены, накрыли крышей, оформили интерьер. Жители всех окрестных сёл несли в музей сохранившуюся у них дома древнюю утварь: деревянную колыбель, посуду, прялку. У некоторых находились вещи, сохранившиеся с XVII-XIX веков.

Фото: Из личного архива/ А.Текоев

В итоге воссоздали быт осетинского старинного дома. Времени на это ушло много, собирали по крупицам. До сих пор люди продолжают приносить сюда предметы старины. Таймураз Таймаев изготовил у скульптора восковые фигуры Наны и шестерых детей. Лица разрисовывали вручную, пошили всем одежду. В течение всего года сюда приезжают страждущие и просто туристы.

Фото: Из личного архива/ А.Текоев

«Денег за вход в музей мы не берём, ведь это святое место, как можно?- говорит глава села Задалеского Арсен Текоев. – Но мы рады пожертвованиям, которые оставляют посетители, ведь мы содержим дом сами, своими силами. Каждый год в день праздника Наны мы в селе выбираем три дома (по жребию), которые весь год будут дежурить у музея, ухаживать и содержать его. Это почётная миссия. Сейчас к нам потянулись туристы. Автобусы едут из Ставропольского и Краснодарского краёв, Ростовской области. Особенно много гостей на праздники и в выходные».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах