В Северной Осетии-Алании, в небольшом селе Задалеском в Дигорском ущелье местные жители своими силами создали музей из останков дома, которому почти 500 лет. Это место считается святым, сюда приезжают паломники со всей страны.
Три пирога
В конце XIV века на Аланию напали татаро-монголы. Легенда гласит, что женщина, которую потом прозвали Наной (в переводе с осетинского – бабушка), пошла по сёлам собирать осиротевших детей, тайком увела их в горы и спряталась вместе с ними в пещере неподалёку от Задалеска.
«Испокон веков в нашем селе почитали Нану, первую субботу каждого августа отмечали её день, - рассказывает жительница села Задалеского Алина Хадаева. – Праздновали его обычно женщины, они собирались возле разрушенного дома, молились, просили защитить от болезней и от бед своих детей. Эту женщину, которая спасла и вырастила больше 10 приёмных малышей, все почитали как святую. Когда сыновей забирали в армию, осетинские матери приходили к сохранившейся стене, приносили три традиционных пирога с сыром. Один символизировал солнце, второй – землю, третий - воду, и просили благословения и защиты для своих детей у Наны. Незамужние девушки просят у неё себе женихов, бездетные пары молятся о рождении ребёнка».
В конце 90-х годов прошлого века местные жители стали обращаться за помощью ко всем, чтобы сохранить рассыпающуюся святыню. На просьбу откликнулись профессор Горского государственного аграрного университета Анзор Хачиров, этнограф Таймураз Таймаев, студенты вуза. Вместе с жителями они восстановили дом Наны.
Вход бесплатный
Сегодня музей выглядит, как настоящий средневековый аланский дом. На старом фундаменте возвели недостающие стены, накрыли крышей, оформили интерьер. Жители всех окрестных сёл несли в музей сохранившуюся у них дома древнюю утварь: деревянную колыбель, посуду, прялку. У некоторых находились вещи, сохранившиеся с XVII-XIX веков.

В итоге воссоздали быт осетинского старинного дома. Времени на это ушло много, собирали по крупицам. До сих пор люди продолжают приносить сюда предметы старины. Таймураз Таймаев изготовил у скульптора восковые фигуры Наны и шестерых детей. Лица разрисовывали вручную, пошили всем одежду. В течение всего года сюда приезжают страждущие и просто туристы.

«Денег за вход в музей мы не берём, ведь это святое место, как можно?- говорит глава села Задалеского Арсен Текоев. – Но мы рады пожертвованиям, которые оставляют посетители, ведь мы содержим дом сами, своими силами. Каждый год в день праздника Наны мы в селе выбираем три дома (по жребию), которые весь год будут дежурить у музея, ухаживать и содержать его. Это почётная миссия. Сейчас к нам потянулись туристы. Автобусы едут из Ставропольского и Краснодарского краёв, Ростовской области. Особенно много гостей на праздники и в выходные».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть