На столе в одном из кабинетов отдела спецфондов ставропольского ГУ МВД – несколько старых, пожелтевших подшивок. В правом верхнем углу на каждой – гриф «Сов. секретно». Где-то напечатан, где-то – написан от руки. Обложки усеяны чернильными штампами, печатями, пометками и цифрами. Обложки от старости истрёпаны. Сколь аккуратно ни сложи, всё равно будут смотреться неряшливо. Этим документам больше 60 лет.
Истребительные батальоны
«Это лишь часть из того, что рассекретили, – поясняют сотрудники полиции, – там всего около двух сотен томов».
Завесу тайны сняли с двух фондов архива краевой полиции: первый содержит материалы об истребительных батальонах ставропольского УНКВД, второй – сведения о военнопленных на территории края.
Эти, недоступные доселе документы, могут взять в руки ставропольцы. Теперь в том, чтобы открыть ветхую подшивку с отталкивающим грифом, нет ничего криминального.
Бумага местами прозрачная, местами шершавая, а какие-то страницы идеально гладкие, с кляксами от чернил. Писали на том, что было. Добровольцами истребительных батальонов НКВД были женщины и мужчины непризывного возраста (те, кто младше 18 лет и старше 45). Таких батальонов, согласно документам, было 44.
Они помогали красноармейцам: вели наблюдения, разрушали переправы, создавали пробки на путях отступления немцев. Задачи истребительным батальонам поставил Совет Народных Комиссаров Союза ССР в 1941 году. Добровольцам поручили усиленно наблюдать за воздухом и за местами возможной выброски десантов и немецких одиночек-парашютистов в прифронтовой полосе. Также члены военизированных подразделений должны были помогать районным отделениям НКВД очищать районы от предателей, создавать пробки на путях отступления немцев.
От руки нарисованная схема боя – это секретные документы Минераловодского истребительного батальона. В него, согласно секретным сведениям, входило 108 человек.
Всем составом в 1942 году они встали на оборону города Минеральных Вод, расположившись чуть левее Левокумского моста. Против русских вышли 60 фашистов-автоматчиков и два немецких танка. Наши уничтожили немцев, передислоцировались в центр города и стали заградительным отрядом. Затем батальон был переброшен в район колхоза «Красный узел» для прикрытия там находящихся войск Красной армии. После этого батальон направили в Нальчик, а потом и в Кизляр. В бою погибли два добровольца.
Под пристальным вниманием
В рассекреченных документах есть и картотека военнопленных на Ставрополье. В подшивках – анкеты с личными данными немцев. В деле каждого – дата и место рождения, сведения о наличии судимости и семейном положении, немецких наградах, место работы до войны, место взятия в плен и даже черты характера пленника:
«…содержась в лаготделении в узком кругу в /пленных ведёт профашистскую агитацию и антисоветские высказывания. Предупреждает в/пленных о развитии шпионажа Советской разведки в лагере… »
Лагерей с пленными на Ставрополье было два – вблизи Георгиевска и в Пятигорске. Там, согласно кладбищенским книгам умерших военнопленных, содержались немцы, румыны, поляки, австрийцы, сербы, венгры, французы и чехословаки. В казармах пленники содержались отдельно друг от друга по национальному признаку. Их лагерный быт подробно описан в рассекреченных документах. Помещения, как описывается в архивах, были сухими, пленники снабжались постельным бельём. Перебоев с питанием не было. Пленных кормили крупами, макаронами, мясными консервами, сельдью, яйцами. Был сахар, чай и соль. Молоко, как говорится в документах, пленники получали по мере потребности.
Труд военнопленных использовался на восстановительных работах – к примеру, строительстве канала Кубань-Егорлык.
Но всё это, конечно, лишь крупица из огромного массива исторической информации. Доступ к которой может получить и студент, и школьник, и историк. Документы военных лет,
свидетельствующие о подвигах ставропольцев, по запросу выдадут полицейские отдела спецфондов краевого ГУ МВД.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть