Кровавые полгода – с августа 1942 по январь 1943 года – Ставрополье находилось в оккупации фашистов. Бойцам Красной Армии пришлось держать оборону и спасать родные земли от немецких захватчиков. Но война не делит людей по возрастным категориям. И десятки детей встали из-за школьных парт и вышли на свой смертельный бой.
Воевали как могли
Пулемётные очереди немцев стали для него личным вызовом. Ставропольский школьник Володя Косинов с друзьями Яшей Годицким, Анатолием Трапезниковым, Колей Мартыновым и Сережей Слюсаренко начали свою войну. Они прятались в лесу: пятеро ребят рыли пещеры, маскируя входы старьём и хламом. Это был склад их арсенала: в подкопы школьники стаскивали всё, что находили в точках военных действий - оружие, боеприпасы, обмундирование. Они замерзали и голодали, но это, казалось, только раззадоривало юных партизан. Под звуки выстрелов дети выходили их подполья - на полное жестокости, беспринципности и крови поле боя. Они воевали как могли: ломали немецкую технику, обрубали врагам связь и электричество, срывали распоряжения немецкого командования со стен домов, спасли от подрыва здание знаменитого Краеведческого музея, где хранились архивы всей дореволюционной истории Ставрополя.
Один из школьников, Яша Годицкий, даже устроился помощником кочегара в немецкий штаб (он был на месте нынешнего художественного училища на проспекте Карла Маркса). Подросток придумал коварный план: дождавшись суровых морозов, мальчик лишил врага отопления. Яша бросил в печь мину и выгнал немцев из здания. На Яшу объявили охоту. Русского школьника-диверсанта искали гестаповцы. Фашистские ищейки не нашли героя. И он с друзьями снова пошёл в бой, который стал для школьников последним. Ночью на мосту через речку Ташлу они напали на оккупантов, которые расстреляли несовершеннолетних защитников.
В его честь назвали улицу
Геннадий Голенев, ученик школы №7, отдал жизнь, помогая красноармейцам. Он вёл свою тихую, тайную войну: подросток выводил из строя вражескую технику, похищал секретные документы у немцев. Но главное было на чердаке дома: там мальчик прятал гранаты и винтовки. А радиоприёмник, также похищенный у фашистов, теперь работал на русских бойцов. Геннадий принимал сводки Совинформбюро, и распространял их среди населения. Школьника расстреляли, когда он осуществлял свой очередной, полный дерзости и отваги план: Геннадий хотел выкрасть из вражеской машины ручной пулемет для подпольщиков.
Сами призвали себя на фронт
Девять подростков-тимуровцев из Пятигорска - Лева Акимов, Витя Колотилин, Мурат Темирбеков, Вася Лисичкин, Юра Бондаревский, Витя Дурнев, Валентин Котельников, Эдик Попов, Юра Качерьян – ушли в подполье, чтобы помочь красноармейцам дать врагу отпор. Они собирали оружие, вредили немцам. Взрослую войну детей попыталась прекратить мать одного из юных партизан - Нина Евстафьевна. Чтобы хоть как-то обезопасить сына Юру и его единомышленников, женщина запретила им приближаться к немцам. И дала задание – собирать разведданные – о количестве и дислокации немецких частей и зенитных установок.
Разведчики выяснили: немцы особо охраняли гостиницу «Машук». Сведения, собранные подростками, легли в основу спецоперации взрослых красноармейцев: наши ночные бомбардировщики в прах разнесли фашистский штаб.
Удача и осознание того, что они помогли взрослым бойцам, так вдохновили ребят, что они забыли об аккуратности. С подростковым азартом они вновь вышли воевать. Но весь партизанский отряд сдала соседка мальчишек. Заметив, как дети крадут оружие у немцев, стукачка донесла на них.
Фашисты обыскали детей. В кладовке Васи Лисичкина оккупанты нашли пистолет и патроны, а на чердаке дома Левы Акимова - винтовки и несколько гранат. Схватили школьников вместе с матерью одного из юных бойцов. Всех отвели в камеры, которые немцы устроили на бывшем складе. Над входом в немецкую тюрьму была надпись: «Входящий, оставь надежду, выходящий – не радуйся...».
Расстрельным местом стали окрестности старого кирпичного завода. Немцы не пощадили никого.
13-летний патриот
Федю Шерстобитова из станицы Галюгаевской на войну привела случайность. В лесу, где собирал сухостой, школьник встретил двух разведчиков. Обрадовавшись красноармейцам, мальчик рассказал им всё что знал - о немецких постах, батареях и огневых точках, расположении штаба и количестве немцев в станице. Доложил разведчикам Федя и о том, как фашисты привезли странные металлические бочки, которые уже перетащили к Тереку и замаскировали камышом. Федя не знал, что таким образом немцы готовили переправу через реку. Вражеские планы разрушили мощные взрывы – наши бойцы превратили операцию оккупантов в груду искорёженного металла. Разозлённые гитлеровцы нашли отважного ребёнка. Федю Шерстобитова казнили принародно, на площади.
Пожертвовали жизнью
Всего на год старше 13-летнего героя был Дима Юрченко. Вместе с партизанским отрядом подросток уходил от приближающегося врага в Аксаутское ущелье. Красноармейцев настигали немецкие стрелки дивизии «Эдельвейс». Дима помогал бойцам на высотке – подносил пулемётные ленты к «Максиму». Подростка ранили в обе ноги. Но Дима не сдался: он подполз к убитому пулемётчику, зарядил оружие и открыл по врагу огонь. Пока школьник отстреливался от немцев, наши успели уйти вверх. А немцы, которые уже вплотную приблизились к Диме, приняли его за погибшего. И Дима осуществил свой последний план: его рука уже лежала на запале противотанковой мины. Раздался взрыв. Школьник пожертвовал своей жизнью, уничтожив врагов.
Дети шли на войну и в Курском районе Ставрополья. Двенадцатилетний Витя Зеленый, играя вместе со сверстниками Андрюшей Гончаровым и Гришей Карпенко у немецкого штаба, украл у фашистов пистолет. Немцы вычислили детей, нашли, скрутили мальчишек и стали допрашивать. Дети молчали. Тогда фашисты набросили им петли на шеи и закинули верёвки на дерево так, что подростки едва касались земли кончиками пальцев. Казнь немцы сделали публичной: смотреть, как мучаются школьники, немцы заставили местных хуторян. Над мальчиками издевались на глазах у толпы: Витю Зеленого раздели догола, привязали к сиденью школьного стула, и начали избивать веткой акации. Витя не выдержал и сказал: «Я знаю, где пистолет». Окровавленного героя заставили показать, где он с друзьями спрятал оружие. И школьник повёл немцев в болото. Но фашисты поняли, что задумал Витя, и снова начали издеваться над ребёнком: его бросали в болото, а потом вытаскивали за веревку. Мать Вити поняла, что фашисты не простят её сыну этой отважной задумки. Чтобы спасти товарищей мальчика, женщина вышла из толпы и сказала – пистолет взял именно Витя. Немцы повесили юного героя.
Все их истории чудовищно схожи. И все они – шокирующе разные. Ставропольские дети-герои, поступки которых совсем не вяжутся с их возрастом – они делали это, не думая о рисках, о возможности попасть в плен, о медалях и наградах – они искренне хотели помочь. Хоть и знали, что школа войны может стать для них последней.