Примерное время чтения: 4 минуты
391

В КБР установили имя одного из солдат, погибшего в боях на Эльбрусе

АиФ-СК №35 27/08/2014
Фото предоставлено Омаром Курдановым / Из личного архива

Спецподразделение Южного военного округа и поисковый отряд «Эльбрус» за время работ обнаружили останки 25 солдат Великой Отечественной, предположительно пятеро из них – немцы.

Ложка бойца Шкунова

 – За минувший месяц вместе с военными в общей сложности нашли более 300 частей оружия и боеприпасов, – рассказывает полковник в отставке, а ныне поисковик-«эльбрусовец» Магомед Непеев. – Мы очень тесно работаем с отрядом ЮВО, вместе разбираем и сортируем обнаруженные фрагменты останков, вооружения.

Поиск останков солдат ведётся в экстремальных условиях – Эльбрус стал самой высокогорной точкой сражений Второй мировой.

– Наш поисковый отряд – самый высокогорный в мире, – говорит Непеев, – военные для «Вахты памяти» снарядили особый вьючный отряд, где используют лошадей карачаевской породы, породы, выведенной много лет назад специально для передвижения в горах. Выносливые и терпеливые кони помогают поднимать вверх снаряжение и продовольствие и спускать вниз находки.

На одной из таких – солдатской металлической ложке – вырезаны инициалы: «Ш.Я.».

– Они совпадают только с одним из имён, указанных в списках воевавших на Эльбрусе красноармейцев, – рассказывает руководитель отряда «Эльбрус» Фатима Тилова. – Это имя – Яков Никифорович Шкунов, указана и воинская принадлежность – стрелок. По данным, полученным из Центрального архива Минобороны, удалось установить, что он уроженец Баку, 1909 года рождения. Проживал в 6-м Промпосёлке на улице Сурокони – так читается запись, они ведь делались от руки, иногда по буквам приходится разбирать, корпус 177. Был женат на Зинаиде Петровне Шкуновой.

– Установить имя бойца – большая удача, – говорит Тилова. – Большей частью хороним безымянных героев, но все усилия прилагаем, чтобы стало ясно, кто есть кто. Рассылаем запросы в архивы, список роты лейтенанта Григорьянца известен. В нём три офицера, несколько сержантов, остальные – стрелки и рядовые красноармейцы.

А вот кому принадлежат инициалы «Л.Х.» – только предстоит определить. Поисковики разглядели их на куске солдатского ремня. «В списках есть фамилия Лысенко, имена бойцов-грузин, где есть такие буквы. Постараемся установить, хотя бы предположения озвучить. К нам часто приезжают люди из разных уголков России, чтобы увидеть места, где погибли их родные, но сказать точно, что это именно тот или иной человек, мы не можем».

Архивы – дело новое

В составе поискового отряда – пятеро местных жителей, он создан и действует при поддержке администрации посёлка Эльбрус. Родные высоты хожены и перехожены, а вот работа с документами – Интернет, архивы – дело новое.

 – В горы без опыта и сноровки нельзя, нужна подготовка, так и с документами – осваиваем параллельно с работой на высоте эту науку, – объясняет Омар Курданов, один из основателей отряда. Работу самого высокогорного поискового отряда можно разделить на три составляющие – в горах, с бумагами и на воинском мемориале в Терсколе, который они благоустраивают своими руками. В начале сентября здесь торжественно захоронят погибших на Эльбрусе советских солдат. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах