В Ставрополе прошла научно-практическая конференция «Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект». В Ставропольском государственном педагогическом институте собрались ведущие учёные страны.
Без нарушений
Говорили обо всём: о роли учителя в современном образовании, развитии педагогической мысли, положении детей-инвалидов в школе. Серьёзную дискуссию вызвал и ЕГЭ.
«Я всегда был противником ЕГЭ, – заметил доктор психологических наук, директор Института инновационной деятельности в образовании Валерий ЛАЗАРЕВ. – ЕГЭ демонстрирует раздвоенность управленческого сознания. С одной стороны, мы вводим федеральные государственные образовательные стандарты, которые требуют разностороннего развития личности. А с другой – проводим ЕГЭ, на который школьников «натаскивают».
Высказывалась и противоположная точка зрения: ЕГЭ – свершившийся факт. Но экзамен можно и нужно совершенствовать. Как форма контроля он очень эффективен, считает академик российской Академии образования, доктор педагогических наук, председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Евгений ЯМБУРГ.
«С губернаторов сняли ответственность за результаты ЕГЭ, и прекратилось «социалистическое соревнование» между регионами, приписки и фальсификации, – добавляет учёный. – Второй год ЕГЭ идёт честно, без нарушений. Результаты пока не самые лучшие, зато мы не обманываем себя. Ещё один плюс – раньше сертификат действовал только один год, а теперь - четыре. Убрали из русского языка тестовую часть, которую многие называли «угадайкой». И это правильно, гуманитарные знания так не проверить. Планируется и ещё одно новшество: ввести в будущем году в экзамен по литературе и истории устную часть».
Особые потребности
Обсудили и государственную политику в отношении детей-инвалидов. Она меняется. Тем не менее нерешённых проблем пока много. Спецшколы для ребят с нарушениями здоровья существуют, но всё больше родителей хотят, чтобы их дети учились в обычных учебных заведениях, недалеко от дома, среди здоровых сверстников.
«Инвалиды обычно составляют 2-3% учеников, – говорит академик, доктор педагогических наук и директор Института коррекционной педагогики Николай МАЛОФЕЕВ. – Если к ним добавить ребят с особыми образовательными потребностями, но без статуса инвалидов, это число вырастет до 4,5%. Плюс дети, испытывающие трудности в обучении (дети групп риска, билингвы) – уже 25% «особых» учеников. Ставрополье – особый регион, многонациональный и поликультурный. Не нарушая местных традиций, мы хотим выработать единый подход для обучения детей-инвалидов».
Ответом, как полагают учёные, можно считать инклюзивное образование. Оно не должно сводиться к установке пандусов, необходимо обучать педагогов по-новому работать с детьми, иначе преподносить материал, не мыслить шаблонно. Учитель нового поколения должен понимать проблемы детей – как обычных, так и инвалидов.