161

Герои нашего времени. На чём воспитываются дети Кавказа и чем это грозит

Главное, чтобы герои были на стороне добра
Главное, чтобы герои были на стороне добра © / Светлана Болотникова / фото из личного архива

В конце 2020 года в детском центре по требованию главы Чечни Рамзана Кадырова заменили изображения персонажей американской компании Marvel на образы героев национальной истории. «И правильно», - скажут родители. Но не все педагоги, психологи и даже фольклористы с этим согласятся. «АиФ-СК» поговорил со специалистами.

Шейх Мансур вместо Человека-Паука

На стенах нового детского центра города Курчалой в Чечне, как и просил глава республики, вместо американских суперменов нарисовали героев чеченской истории. Человека-Паука сменил Шейх Мансур, Капитана Америку - Байсангур Беноевский, Железного Человека - Бейбулат Таймиев. Все эти люди, на которых, по мнению Рамзана Кадырова, должна воспитываться молодёжь, в XIX веке поднимали вооружённые восстания против Российской империи.

«В условиях многонационального региона выбор героев не очень удачный, - считает доктор филологических наук, профессор СКФУ Людмила Бронская. - Ведь на Северном Кавказе живут потомки тех, кто воевал и с той, и с другой стороны. Для этнонациональной самоидентификации уместнее было бы обратиться к фольклорным образам, например, из героико-эпических песен илли».

На взгляд доктора филологических наук, ничего плохого нет в том, что ребёнок знает, кто такой Сандермен, но не помешают ему рассказать и об Илье Муромце, Никите Кожемяке или Авдотье Рязаночке. Фольклорные персонажи могут находить отражение в современной мультипликации. Пример тому - «Маша и медведи» или «Три богатыря».

Другое дело, чему учат экранные персонажи? По словам Людмилы Игоревны, в Советском Союзе чётко знали, каких граждан хотят вырастить. Сейчас такой концепции, как и национальной идеи, нет.

«Говорят, что концепция - это деньги. Но пара-тройка десятилетий переходного периода доказало, что это не всё, - отмечает она. - В образованных семьях пустое место пытаются заполнить сюжетами, ориентированными на постижение вечных и общечеловеческих ценностей. Однако частное, локальное, национальное не менее важно».

«Когда ребёнок знает родной язык, культуру, героев родного фольклора и исторического прошлого, он может сравнивать и сопоставлять, - говорит доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Зарифа Цаллагова.  - В фольклоре нет ничего лишнего. Это собирательные образы, которые представляют собой идеал совершенной личности, и в воспитательных целях они работают очень хорошо».

Маленьким детям понятнее сказочные персонажи, подрастающим - былинные и эпические. Нартский эпос, по словам кандидата филологических наук, доцента Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Федара Таказова, издан в адаптированном для детей виде. Его героев - Ацамаза, Сирдона, Сослана, Батраза - можно приводить в пример, но в школе фольклору уделяется очень мало времени.

«У нас засилье голливудских мультиков, несовместимых не только с осетинской, но и с российской культурой, - считает Федар Таказов. - Кадыров прав, требуя их замены. Если не сформирована национальная ментальность, ребёнок словно повисает между разными культурами, и мы получаем бескультурие».

Лишь бы добро торжествовало

Доктор социологических наук, профессор Чеченского госуниверситета Лидия Курбанова ничего не имеет против героев, нарисованных в Курчалое, но переживает из-за общей милитаризации детского сознания.

«Постоянный акцент на «защите» от кого- то, психология осаждённой крепости в мышлении детей сужает гуманистическое начало в воспитании, - говорит она. -  Я плохо знаю историю о Человеке-Пауке, но мысль, что «с большой силой приходит и большая ответственность», кажется мне очень перспективной. Неплохо было бы внушить детям, что мы несём ответственность перед природой, что живём на одной планете и нам надо учиться договариваться. Совсем неважно, в чеченских сказках об этом говорится или в западных».

«Важно лишь ограждать детей от чрезмерной жестокости, - обращает внимание детский психолог Людмила Тупица. - При этом надо понимать, что у ребёнка, когда он слышит страшную сказку, срабатывает психологическая защита. Вспомните «Тараканище» Корнея Чуковского, в котором матери отдают своих детишек таракану на ужин, или сказки про Бабу-ягу, которая сажает детей в печь и съедает. Сюжеты - как в фильме ужасов. Но детям важно сталкиваться с ситуациями, которые символизируют окружающий их неспокойный мир. Главное, чтобы были две противоборствующие силы - добро и зло - и сказка хорошо заканчивалась. В злых героев ребёнок помещает свои нехорошие качества, а с положительными себя идентифицирует».

Герои, по словам психолога, у каждого поколения свои, но все они спасают мир, борются со злом, учатся работать в команде. Ребёнку сказки и мультики помогают в символической форме прорабатывать свои внутренние конфликты.  В некоторой степени ребёнок изучает по ним модели общественных отношений.

«Убрать одних героев и заменить другими - можно, но для этого нужна большая пропагандистская кампания и смена хотя бы одного поколения», - уверена Людмила Петровна.

Страх и агрессия - вне мультфильмов

Могут ли современные кино- и мутипликационные герои нанести вред психике ребёнка? На взгляд профессионалов, нет. Больше всего на него влияют родители, семья и общество. 

У каждого возраста, по словам Людмилы Тупицы, свои страхи. До 3,5 года малыши боятся реальных вещей, с которыми сталкивались в жизни. Если родители специально не пугают Бабой-ягой или Человеком-пауком, то проблем не будет.  В противном случае сами взрослые нарушают символичность сказки, словно тоже верят, что это может быть правдой.

После четырёх лет может появиться страх темноты, потери, нападения. Боязнь вымышленных персонажей - из той же серии. Ребёнок помещает в эти образы свои негативные эмоции, внутренние конфликты, агрессивные импульсы и таким образом учится их контролировать и перерабатывать.

«А вот нарушениям в поведении просмотренный видеоряд вполне может способствовать, если агрессия или баловство на экране не наказываются и даже поощряются, - уверена психолог Ставропольской краевой психиатрической больницы Юлия Барабанова. - Точно так же копируются и положительные герои, которые помогают младшим, спасают животных, сопереживают и созидают. Имитация, моделирование ролей необходимы ребёнку примерно с трёх с половиной до десяти лет. Дети должны представлять себя суперменами».


Комментарий

Завотделом языковедения и фольклора Карачаевского НИИ Харун Акбаев:

харун акбаев

«Воспитывая детей, я бы больше внимания уделял героям-созидателям, а таковыми могут быть только свободные люди, то есть те, у кого есть чувство ответственности за свои поступки, за окружающих людей. Олицетворением такой свободы можно считать всех героев нартского эпоса, но особенно Ёрюзмека и Сосруко - кавказского Прометея.

В то же время я уверен, что запретами западных персонажей мы ничего не решим. Жить в оппозиции времени и миру нельзя. Мы должны участвовать в этом процессе, находить собственную нишу, ведь человечество - это мозаика культур, а любая качественная культура – наднациональна».


Мнение эксперта

Доктор педагогических наук, профессор СКФУ Татьяна Таранова:

татьяна таранова

«Исследования зафиксировали, что дети за последние десятилетия стали хуже рисовать, потому что используют облегчённые техники, например выбирают фломастер вместо карандаша. Снизилась творческая активность. Упростились детские игровые формы. Но это не критично.

Сейчас создаётся инфраструктура, которая позволяет скорректировать эти моменты. Работают кружки, ансамбли, открыт интернет-доступ в лучшие музеи мира, созданы коррекционные, реабилитационные, медико-социальные центры.

Да, у современных детей своеобразные герои, но для поколения, которое живёт рядом с роботами, в эпоху искусственного интеллекта, новых видов транспорта и форм дизайна, это нормально. Ребёнку интересно всё».


Точка зрения

Доктор философских наук Кашиф Унежев (КБР):

кашиф унежев кбр

«В том, что национальных героев полностью вытеснили с телевидения, с больших экранов, виновата культурная политика государства. Везде одни и те же лица, серые, ни к чему негодные персонажи.  Я своих студентов-кабардинцев спрашиваю, кого они знают из нартского эпоса, какие сказания могут назвать. Ответить не могут. Ни одного современного литератора не назовут, ни одного учёного. Мы потеряли всё национальное. Молодёжь ориентируется на персонажей западных фильмов. Утеряны мораль, самолюбие, патриотизм.

Мы забыли, что в нашем многонациональном государстве у каждого народа есть свои герои, которым можно подражать, которыми можно гордиться. Да, есть молодые люди, которые идентифицируют себя с кабардинцами и возрождают традиции. Но их единицы. Нужно массовое воспитание, основанное на национальной культуре и фольклоре».


Личный опыт

Софья, 16 лет:

«Мой любимый киноперсонаж - Китнисс Эвердин из фильма «Голодные игры». Она пошла против системы, подняла народ на восстание, возглавила бунт.  Для меня это символ революции. Несколько лет назад нравился Гарри Поттер - и умный, и смелый, и находчивый. Он и друзей любит, и может проявить себя лидером. В наших фильмах меня вдохновили герои лент «Движение вверх» и «Легенда №17».  Они сильные духом, идут к победе, верят в себя до последнего, даже когда все им говорят, что у них ничего не получится».

Степан, 9 лет:

«Мне очень нравятся «Смешарики», больше всех персонаж Крош. Он энергичный. Нашалит, и потом вся серия на этом строится. Хотел бы быть похожим на него.

Ещё мне нравится главный герой британского сериала «Доктор Кто». Это инопланетянин, путешествует на машине времени, и у него есть звуковая отвёртка, которая открывает двери. Он ничего не боится и часто попадает в странные ситуации».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах