Событие исторической важности: в Североморске после капитального ремонта открыли музей на легендарной Краснознамённой подлодке К-21. В День моряка-подводника эта новость облетела российское интернет-пространство. Новостные ленты сообщили, что второе рождение «Катюши» стало возможно благодаря спонсорской помощи ставропольцев. Средства на восстановление уникального музея выделило ставропольское предприятие.
На грани гибели
Североморск – столица Северного флота. День морякаподводника здесь всегда отмечают ярко и торжественно. Но на этот раз повод для праздника был особым. Субмарина К21 – это часть славной истории российского военноморского флота.
В 80-х годах много подводных лодок выводилось из эксплуатации, их не резали, а десятками ставили в отстой на базах Северного флота. По нынешним временам К21, скорее всего, утилизировали бы. Но в те годы «Катюшу» решили переоборудовать в музей, благо что затраты на это были несущественные.
Так легендарная подводная лодка, установленная на вечную стоянку у пирса в Североморске, стала музеем боевой славы. Часть отсеков не изменили, остальные переоборудовали под экспозицию. Ежегодно музей посещали тысячи человек. Каждый год к 23 февраля обновляли её внешний вид. Можно представить, сколько слоёв краски накопилось за это время. Вот только краска отнюдь не гарантирует защиты от коррозии.
С 1937 года лодку ни разу не ремонтировали капитально. В итоге сам факт существования субмарины оказался под вопросом.
- Когда министр обороны РФ Сергей Шойгу осматривал объекты Северного морского флота, - рассказал депутат Думы Ставропольского края Александр ИЩЕНКО, побывал он и на К21. Сергей Кужугетович увидел, в каком удручающем состоянии находится музей, и поставил вопрос о его восстановлении на военной коллегии.
В жизни случайностей не бывает.
Генеральный директор ООО «ПМК «Русская» Александр ДЫДЫМОВ, на счету которого успешное строительство многочисленных объектов как военных, так и гражданских, сам когдато служил во флоте. И принимая решение выделить средства на капитальный ремонт, он понимал, что задача будет непростая. Но уж такой это человек, что привык не бояться трудностей, не раз доказывая: невозможное – это то, что плохо захотели.
- 15 лет назад Ставропольский край и командование Северным морским флотом подписали соглашение о шефском сотрудничестве, - продолжил Александр Ищенко. В рамках этого документа край неоднократно оказывал благотворительную помощь, поставляя на север автомашины, оргтехнику и гуманитарную помощь. Но реконструкция подводной лодки —событие особой важности для всей страны. По сути это единственный подобный музей в России. Если бы в прошлом году не начали работы, то страна потеряла бы лодку навсегда.
Помощь пришла
Больше десяти лет руководство музея неоднократно докладывало о плачевном состоянии К21, которая нуждалась в реконструкции и ремонте. Однако отклик эти обращения нашли только в прошлом году.
Уже во время работ выяснилось, что если бы решение с ремонтом затянулось хоть немного, последствия могли быть необратимыми. Трюмы проржавели, начались протечки воды, а носовая часть подводной лодки практически отвалилась. Дело в том, что кильблок, который крепил нос лодки, в силу износа утратил свою первоначальную функцию. Ещё бы годдва – и «Катюша» вполне могла бы разломиться надвое. Вот почему можно смело говорить о спасении легендарной субмарины.
Ремонтные работы стали уникальными ни у одной строительной компании опыта по восстановлению объектов, расположенных вроде и не в воде, но и не на суше, не было. Подготовкой проекта занимались одновременно инженеры, гидротехники, буровики и водолазы.
Прошлым летом десятки рабочих трудились практически круглосуточно. На подводном корабле заменили обшивку лёгкого корпуса, переоборудовали торпедный отсек и боевую рубку. Корпус лодки покрыли стеклопластиком. Часть корпуса ниже ватерлинии рабочие окрасили специальной эпоксидной ледокольной краской, устойчивой как ко льду, так и к воздействию морской воды. Пространство между лёгким и прочным корпусами залили гидробетоном. Такой метод позволяет максимально укрепить корпус лодки, а также предотвращает попадание воды. Вычистили трюмы и сам причал, отремонтировали здание музея, находящееся на берегу.
- Удалось сделать всё запланированное, - сообщил заведующий лодкой-музеем Юрий ВОЛОЩЕНКО. Появился обновлённый седьмой торпедный отсек, а ещё восстановили боевую рубку. По желанию посетители могут подняться в неё и со стороны залива – через перископ посмотреть на Североморск. На месте носового тамбура теперь дверь с электрогидравлическим приводом, напоминающая самолётную, в кормовом тамбуре появились билетная касса и гардероб.
После реконструкции, по словам специалистов Северного флота, подводная лодкамузей должна прослужить не менее 30 лет.
Музей это памятник, подчёркивает депутат ставропольской Думы. Памятник от слова «память». А память должна быть вечной, особенно когда речь идёт о Великой Отечественной войне, об истории нашей Родины.
Дань памяти
В торжественном мероприятии приняли участие командующий Северным флотом адмирал Владимир КОРОЛЁВ, заместитель председателя совета депутатов Закрытого административнотерриториального округа Североморск Евгений Алексеев, жители флотской столицы, морякисевероморцы. Почётные гости – два представителя Ставропольского края: Александр Дыдымов и Александр Ищенко.
Праздничный день начался с построения на площади Мужества личного состава кораблей, находящихся в базе. Митинг открыли Государственным гимном России в исполнении оркестра штаба Северного флота. Церемония началась с подъёма на борт К21 Военноморского флага СССР, Андреевского флага, флагов расцвечивания. Символический ключ от субмаринымузея адмиралу Владимиру Королёву вручил генеральный директор ООО «ПМК Русская» Александр Дыдымов.
- Этот вдвойне знаменательный день символизирует преемственность лучших традиций, заложенных героическим поколением подводниковсевероморцев времен Великой Отечественной войны и продолжаемых подводниками наших дней,— отметил адмирал. Восстановления мемориала К21 ждал весь флот, и его завершение стало важнейшим событием для моряковсевероморцев, для истории и культуры страны. Я благодарю всех, кто внёс свой вклад в восстановление музея – подводной лодки К21.
Командующий Северным флотом вручил Александру Дыдымову памятный адрес в знак благодарности за большой личный вклад в дело героикопатриотического воспитания молодёжи.
Все выступавшие на празднике отмечали роль ставропольского предприятия – ООО «ПМК «Русская» в спасении «Катюши». Говорили они и о том, что, наверное, невозможно придумать лучший подарок ко Дню морякаподводника, чем открытие в столице Северного флота после восстановительных работ и реконструкции легендарной Краснознамённой подводной лодки К21.
Я был свидетелем работы музея на протяжении 17 лет, сказал заместитель председателя городской думы города Североморска Евгений Алексеев. Часть подлодки, которая находилась в море, со временем проржавела. Нам повезло, что нашлись спонсоры, которые помогли её отремонтировать.
По его словам, этот музей наиболее подробно рассказывает об истории развития подводного флота от первых примитивных подводных лодок до современных атомных ракетоносцев, многоцелевых субмарин. Здесь можно изнутри рассмотреть устройство субмарины, что обеспечивает успех экскурсий как у детей, так и у взрослых. Посетители могут увидеть, где размещался личный состав, где было машинное отделение. Внутреннее пространство подлодки минимальное. Например, кровати моряков находятся прямо над торпедами.
Отмечали выступавшие и символичность события: в Год культуры в Вооруженных силах России удалось восстановить памятник военной истории К21 самый посещаемый культурный и исторический объект не только Северного флота, но и всего Кольского Заполярья.
Ветеран Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Юрий ШЕКУРОВ подчеркнул, что мемориал К21 не просто память о подвигах, совершённых нашими подводниками в годы войны, но и дань уважения мужеству и профессионализму тех, кто сегодня покоряет океанские глубины.
Созидатель
Есть события, которые входят в историю. А есть люди, которые делают историю. Имена созидателей не всегда становятся достоянием широкой общественности. Такие люди нередко скромны. Не выпячивая собственную роль, предпочитают словам реальные дела. Но для нас, современников, важно знать, чьими силами крепнет и развивается страна.
О благотворительной деятельности «ПМК «Русская» мы не раз рассказывали на страницах нашего издания. Это стабильно работающее предприятие не только в Ставропольском крае, России, но и бывших странах СНГ. Оно постоянно получает особо сложные госзаказы от министерства обороны РФ объекты строительства в республиках Абхазия, Южная Осетия и Таджикистан, казармы в Прохладном, военный полигон в Майкопе, полигон в селе Серноводском Курского района, объект усиленной МСР 19 МСД в Алании. Мало кто знает, но специалисты ПМК одни из тех, кто участвовал в восстановлении печально знаменитой школы в Беслане, которую в сентябре 2004 года захватили террористы. А после взрыва военного госпиталя в Моздоке компания также была в числе лучших подрядчиков, кому доверили возводить на территории воинской части новое здание.
А вообще, история ПМК началась от организации «Межколхозстрой», созданной в 1959 году. Уже тогда строители выполняли самые разные работы от чисто сельскохозяйственных построек до объектов социальной культуры и быта. Начавшийся в 90х годах развал в стране уничтожил многие успешные предприятия. Выжили только те, у руля которых стояли люди, работающие не на собственный карман, а во благо людей.
Строительное направление работы не единственное. Александр Дыдымов создал единственный в Ставропольском крае консервный завод мирового уровня оснащенности, который выпускает продукцию под брендом, получившим название в честь его малой родины «Русское село». Продукция реализуется по всей стране, получая признание на выставках как российского, так и международного уровня. А высококачественным сырьём завод обеспечивают сельхозпредприятия Ставропольского края.
Школа в селе Русском, где когдато учились два Александра – Дыдымов и Ищенко по оснащению и конструкции одна из лучших в федеральном округе. Возводить её начали ещё в 90х годах, однако потом объект заморозили на целых 15 лет. Неизвестно, сколько бы ещё продолжались «временные» финансовые трудности, если бы предприятие не выступило в роли подрядчика и одновременно одного из спонсоров строительства. Большую лепту внёс и депутат Александр Ищенко, который помог с выделением средств из федерального и краевого бюджета.
Футбольная команда «Строитель», которую финансирует ПМК, неоднократно становилась лидером краевого чемпионата, занимала первые и призовые места в федеральном округе.
Но всё же восстановление легендарной субмарины – это событие, которое достойно занять первую строчку в многочисленном списке благих дел. Так считает и сам Дыдымов:
– Наше предприятие уже более 20 лет ведёт работы на объектах Министерства обороны, но у нас ещё не было столь значимого объекта, как этот. Мы хотим поблагодарить командование Западного военного округа, командование Северного флота и руководителей Федерального агентства специального строительства за то, что они при выборе подрядной организации оказали нам высокое доверие. Для нас великая честь стать участниками увековечения славных боевых подвигов героевсевероморцев.
А напоследок осталось отметить ещё один важный факт. На средства ПМК «Русская» сейчас ведётся восстановление музея морской авиации Северного флота в посёлке Сафоново Мурманской области. Открытие экспозиции намечено на День Военноморского флота.
Благодарственное письмо за оказанную помощь на имя врио губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова направил командующий Северным флотом ВМФ России адмирал Владимир Королёв.
«Командование Северного флота выражает Вам благодарность за оказанную благотворительность и сохранение памяти о герояхподводниках, защищавших северные рубежи нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, большой личный вклад в героикопатриотическое воспитание молодёжи на славных традициях самоотверженного служения Отечеству и флоту», говорится в письме.
В ответ Владимир Владимиров прокомментировал: «На Ставрополье свято чтят память о воинской славе и подвигах во имя Родины. Ставропольцы не раз своим примером доказывали, что наша земля богата настоящими патриотами. Но патриотизм это прежде всего дело, служение своей стране, и об этом никогда нельзя забывать. Наше шефство над соединением подлодок будет продолжаться и впредь».