aif.ru counter
180

Почему госуслуги обрастают посредниками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-СК 23/10/2013
Елена Евдокимова / АиФ

Первые лица страны призывают активно расширять спектр электронных госуслуг – во имя удобства россиян и борьбы с коррупцией. Но вокруг отдельных структур растут не бесплатные виртуальные, а вполне себе доходные службы сервиса.

В Предгорном районе Ставрополья, к примеру, рядышком с отделом миграционной службы таких «полипов» целых три. Официальный представитель ФГУП ПВС – паспортно-визовый сервис и ещё 2 конторы. На такую услугу спрос есть, но нет альтернативы. Никаких бланков, чтобы самостоятельно заполнить, в районной миграционной службе не найти, квитанций на оплату госпошлины тоже. Никаких подсказок – как и где их найти – нет.

Есть варианты?

«Да на сайте УФМС», – скажет продвинутый читатель и будет абсолютно прав. Можно оформить в электронном виде и сразу же отправить, либо распечатать бланки и заполнять от руки – кому как удобнее. Но далеко не все жители края, тем более в сельских районах, имеют такую возможность. Вот и несут свои рублики труженикам сервисных служб (они базируются по соседству с ПВС, бывает, в одном здании), вздыхая – не преминёт родное государство содрать деньгу. Большинство воспринимает эти услуги как должное, удивляясь – неужели можно самому заполнить и не платить ничего, кроме госпошлины? К примеру, за услуги по оформлению загранпаспорта придётся выложить дополнительно около тысячи рублей, за перепрописку – порядка 500, за обмен паспорта по возрасту – 205. Плюс госпошлина – её также можно оформить через сервисную службу, оплатив дополнительно 50-100 рублей. Квитанций не выдают, поток идёт непрерывный…

Между тем в других регионах бланки для заполнения в отделах УФМС в наличии имеются. Так, приезжие из Ростовской области очень удивились, что оформлять документы нужно через службу сервиса. «А у нас можно самим», – в недоумении пожимали они плечами.

Ждём результатов

В Минеральных Водах киоск, оказывающий услуги по заполнению бланков, расположен аккурат напротив местного подразделения миграционной службы. Помещение самого отдела крошечное, очереди – огромные, граждане же наивно полагают, что «сервисный киоск» собирает деньги для строительства нового здания.

В УФМС по Ставропольскому краю ситуацию с «сервисной составляющей» нам пообещали прокомментировать, даже выслали текст, но спешно от него отказались, сославшись на проведение служебной проверки. Будем ждать её результатов. Предложение «АиФ-СК» сделать упор на том, чтобы обеспечить людям возможность воспользоваться электронными услугами (поставить в холле, к примеру, компьютер, посадить консультанта) поддержки в краевом ведомстве не нашло. Статистика же красноречива: Ставрополье далеко не в лидерах по внедрению электронных услуг. Ещё бы – здесь процветает «сервисное» обслуживание.

Кстати:
Михаил Савостин, правозащитное движение «Вече КМВ»: «Мне приходилось обращаться в подобную сервисную службу, никаких квитанций действительно не выдают, и на ускорение процесса оформления документов прохождение этой «сервисной структуры» никак не влияет. Приходится также стоять часами в живой очереди. Всё сделано для того, чтобы обирать народ. Такая мелочь, как заполнение бланка, становится объектом зарабатывания на людях, просто тупо собирают деньги вместо того, чтобы взять и сделать доступными электронные услуги. Как? Сами сотрудники ФМС могли бы такую помощь оказывать, повышая интернет­грамотность наших сограждан, показывая желающим, как подать заявление через сайт. Я спрашивал у своих знакомых в Израиле, как у них обстоят дела в этой сфере – они просто звонят в ведомство, сообщают о сроках продления документов, замене и т.д., и бумаги высылают им почтой. Ни очередей, ни бланков. Власти говорят о развитии электронных госуслуг, а у нас на Ставрополье процветают иные форматы. Отсюда и такая коррупционная бездна».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах