Первые лица страны призывают активно расширять спектр электронных госуслуг – во имя удобства россиян и борьбы с коррупцией. Но вокруг отдельных структур растут не бесплатные виртуальные, а вполне себе доходные службы сервиса.
В Предгорном районе Ставрополья, к примеру, рядышком с отделом миграционной службы таких «полипов» целых три. Официальный представитель ФГУП ПВС – паспортно-визовый сервис и ещё 2 конторы. На такую услугу спрос есть, но нет альтернативы. Никаких бланков, чтобы самостоятельно заполнить, в районной миграционной службе не найти, квитанций на оплату госпошлины тоже. Никаких подсказок – как и где их найти – нет.
Есть варианты?
Между тем:
Как рассказали в МУ ФМС России в СКФО, за 8 месяцев 2013 года от жителей округа в электронном виде принято 55 тыс. 745 заявлений. Из них более 16 тыс. в Дагестане, в Ингушетии электронными госуслугами воспользовались всего 500 человек. Чаще всего обращаются в связи с выдачей или заменой российских паспортов, разрешением на временное проживание и регистрацией по месту пребывания.
Кроме того, в СКФО открыто 18 многофункциональных центров, работающих по принципу «одного окна»: 9 в РД, 7 – в СК, по 1 в РСОА и КБР. МФЦ в Нальчике – безусловный лидер, через него подано 4600 заявлений.
«Да на сайте УФМС», – скажет продвинутый читатель и будет абсолютно прав. Можно оформить в электронном виде и сразу же отправить, либо распечатать бланки и заполнять от руки – кому как удобнее. Но далеко не все жители края, тем более в сельских районах, имеют такую возможность. Вот и несут свои рублики труженикам сервисных служб (они базируются по соседству с ПВС, бывает, в одном здании), вздыхая – не преминёт родное государство содрать деньгу. Большинство воспринимает эти услуги как должное, удивляясь – неужели можно самому заполнить и не платить ничего, кроме госпошлины? К примеру, за услуги по оформлению загранпаспорта придётся выложить дополнительно около тысячи рублей, за перепрописку – порядка 500, за обмен паспорта по возрасту – 205. Плюс госпошлина – её также можно оформить через сервисную службу, оплатив дополнительно 50-100 рублей. Квитанций не выдают, поток идёт непрерывный…
Между тем в других регионах бланки для заполнения в отделах УФМС в наличии имеются. Так, приезжие из Ростовской области очень удивились, что оформлять документы нужно через службу сервиса. «А у нас можно самим», – в недоумении пожимали они плечами.
Ждём результатов
В Минеральных Водах киоск, оказывающий услуги по заполнению бланков, расположен аккурат напротив местного подразделения миграционной службы. Помещение самого отдела крошечное, очереди – огромные, граждане же наивно полагают, что «сервисный киоск» собирает деньги для строительства нового здания.
В УФМС по Ставропольскому краю ситуацию с «сервисной составляющей» нам пообещали прокомментировать, даже выслали текст, но спешно от него отказались, сославшись на проведение служебной проверки. Будем ждать её результатов. Предложение «АиФ-СК» сделать упор на том, чтобы обеспечить людям возможность воспользоваться электронными услугами (поставить в холле, к примеру, компьютер, посадить консультанта) поддержки в краевом ведомстве не нашло. Статистика же красноречива: Ставрополье далеко не в лидерах по внедрению электронных услуг. Ещё бы – здесь процветает «сервисное» обслуживание.
Кстати:
Михаил Савостин, правозащитное движение «Вече КМВ»:
«Мне приходилось обращаться в подобную сервисную службу, никаких квитанций действительно не выдают, и на ускорение процесса оформления документов прохождение этой «сервисной структуры» никак не влияет. Приходится также стоять часами в живой очереди. Всё сделано для того, чтобы обирать народ. Такая мелочь, как заполнение бланка, становится объектом зарабатывания на людях, просто тупо собирают деньги вместо того, чтобы взять и сделать доступными электронные услуги. Как? Сами сотрудники ФМС могли бы такую помощь оказывать, повышая интернетграмотность наших сограждан, показывая желающим, как подать заявление через сайт. Я спрашивал у своих знакомых в Израиле, как у них обстоят дела в этой сфере – они просто звонят в ведомство, сообщают о сроках продления документов, замене и т.д., и бумаги высылают им почтой. Ни очередей, ни бланков. Власти говорят о развитии электронных госуслуг, а у нас на Ставрополье процветают иные форматы. Отсюда и такая коррупционная бездна».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.