aif.ru counter
152

Почему жители городов и сел жалуются в Москву из-за каждой мелочи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-СК 16/10/2013

10 лет назад был принят без преувеличения революционный закон – знаменитый ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Ставрополье стало одним из «пилотных» регионов, где раньше других появились свои, «местечковые», администрации и парламенты. Люди привыкли, что эти «ячейки» решают множество вопросов и имеют свои бюджеты. Практика показывает: если сельские главы и депутаты хотят, чтобы их малая родина процветала, многое получается.

Кто выбирает главу?

муниципальные чиновники Фото: АиФ-Северный Кавказ

В «мальчиков и девочек на побегушках» как-то незаметно превратились советы микрорайонов Ставрополя, председатели которых теперь назначаются в районных администрациях.Почему же всё чаще появляется ощущение, что все мы, простые жители и городов, и сёл, – жалкие просители, а не избиратели местных администраций и парламентов, которые к тому же и содержим? Во многих городах Ставрополья, включая краевую столицу, население давно уже не выбирает мэров. За него это делают городские депутаты. А на днях депутаты краевой Думы возмущались тем, что на конкурсную комиссию по выборам нового главы Изобильненского района оказывают давление. Цель – отмена конкурса среди кандидатов на должность.

– Круг наших полномочий очень сузился, – признаётся Светлана Тарабановская, председатель совета микрорайона в Ставрополе. – Кстати, почти ничего уже не решают и уличные комитеты. 

Что же получается? С каждым годом добавляя новые «пунктики» в и без того длинный список «мэрских» полномочий, региональная власть потихоньку отбирает у муниципалов рычаги по решению самых насущных социальных вопросов. Народ, разуверившись в способности местных градоначальников в чём-то ему помочь, строчит жалобы в Москву даже по незначительным поводам… 

Мнение власти:
Лариса Калинченко, министр финансов Ставропольского края: «В наиболее сложном положении сегодня находятся муниципалитеты восточной окраины края, где не так много успешных предприятий, незначительны налоговые поступления. Отличная возможность получить дополнительные средства из краевого бюджета для этих территорий – участие в конкурсе местных инициатив. Суть в том, что сами селяне выбирают для финансирования из краевой казны наиболее важные объекты. Участие в конкурсе позволяет привлечь в местные бюджеты до 2 млн руб. В этом году в нём приняли участие 54 поселения востока края, или 75%. Благодаря конкурсу в п. Владимировка отремонтирован стадион, в с. Родниковском приведена в порядок территория возле Дома культуры, в с. Эдиссия благоустроен парк».

Верните больницу!

«АиФ-СК» уже писал о неприятном противоречии, которое появилось после внесения краевой Думой нескольких поправок в местные законы. Касается оно жилья, предоставляемого по соцнайму для детей-сирот и инвалидов. Оба полномочия у муниципалов в этом году отобрали. Ставить людей на квартирную очередь можно, выделять же им жильё – ни-ни. Но суды подобные краевые «указивки» игнорируют и выносят решения в пользу льготников, возлагая обязанности по выделению квартир именно на мэрии.

– Это решение краевых властей противоречит федеральным законам, – говорит адвокат Сергей ПЕРЕПАДЯ. – Есть Жилищный кодекс, есть ФЗ №131, в которых чёрным по белому написано: обязанность предоставлять квартиры льготникам лежит исключительно на органах местного самоуправления! Думаю, кивать на краевую власть мэриям при любом раскладе не пристало, ресурсы всегда можно изыскать.

С медициной – тоже двусмысленная ситуация.

Зимой этого года у всех муниципалитетов, кроме Ставрополя, Невинномысска, Пятигорска и Лермонтова, краевой парламент «отнял» больницы и поликлиники, переведя их в госсобственность. Мнения экспертов по этому вопросу разделились: одни говорят о том, что такая «централизация» принесла больше порядка, что латать обшарпанные муниципальные больницы легче, используя краевые ресурсы. Другие же сетуют: у мэрий и сельсоветов отобрали реальный источник доходов – платные медицинские услуги.

Точка зрения:
Юрий Брюхович, ветеран Великой Отечественной войны: «Наша власть любит красиво рассказывать о том, как помогает народу. Много сейчас говорят о содействии фронтовикам, о том, как дают людям жильё, помогают решать бытовые проблемы. Но когда я обратился в мэрию Ставрополя с просьбой помочь отремонтировать свой частный дом, мне отказали. Ремонт сделал сам: потратил на это почти все «гробовые». От тех накоплений у меня 100 рублей осталось…»

Колокол… вместо сирены

Но и огульно ругать местное самоуправление – тоже неправильно. Кое-где градоначальники весьма успешно «рулят» деревней или хутором.  

Хороший пример – село Бурлацкое Благодарненского района. В октябре отмечает день рождения. Средства на праздник здесь собирали, как говорится, всем миром. Есть такая форма финансирования муниципалитетов – самообложение. Впрочем, к «обложению» в Бурлацком прибегают очень редко: здесь стараются изыскивать средства, не залезая в карман небогатого селянина. Ныть местные руководители не привыкли, хотя и признают: работать по 131-му закону с каждым годом всё тяжелее.

– Список обязанностей муниципалитетов удлиняется, – говорит Светлана ЛУКЬЯНОВА, глава села Бурлацкого. – Сегодня у нас 34 полномочия, а бюджет – всего-навсего 6 млн 900 тыс. руб. – Некоторые обязанности нас попросту ставят в тупик. Как выполнять, например, мероприятия по гражданской обороне, не имея ни денег, ни специалистов? Но работать надо, поэтому договорились с местным храмом – использовать как средство чрезвычайного оповещения церковный колокол. Или, скажем, больная для всех властей тема – налоги. На протяжении многих лет в селе не поднимали ставку земельного налога, потому что крестьянам и без того живётся нелегко. Когда местный совхоз приказал долго жить, все сельхозугодья перешли 17-ти фермерам. Власти убеждали новых арендаторов оформить земельные паи по закону. В итоге все фермеры помогли своим арендодателям зарегистрировать право собственности на землю, заключили договоры аренды. Дальше – больше. Убедили фермеров компенсировать арендодателям оплату земельного налога, после чего сельские депутаты приняли решение повысить его ставку. Предприниматели идею поддержали, понимая, что это поможет наполнению местного бюджета.

Мнение депутата:
Михаил Кузьмин, депутат, член комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению краевой Думы: «Местное самоуправление – это база, фундамент любого государства. В 90­е, когда были приняты первые законы о муниципальной власти, это хорошо понимали и вопросу уделяли гораздо больше внимания, чем сейчас. Я в конце 90­х возглавлял мэрию Ставрополя, так вот тогда мы приняли несколько важных местных решений, которые позволяли эффективно наполнить городскую казну. У нас работали муниципальная налоговая служба, городской пенсионный фонд, даже муниципальная милиция имелась. Сегодня сбором налогов занимается федеральная служба, оторванная от интересов и нужд муниципалитетов. Давно идут разговоры о том, чтобы передать часть налоговых поступлений в местные бюджеты, но мало что меняется. А ведь эта мера – одна из самых действенных».

 

Чтобы решить самый острый вопрос – дорожный, селяне активно включились в краевую программу – и получили из краевого дорожного фонда около трёх млн руб. Вместе с местными деньгами, выделенными на условиях софинансирования, им хватило на ремонт почти двух километров автомобильной дороги. Сейчас готовят заявку на ремонт ещё трёх сельских дорог. Участие в другой краевой программе – по энергосбережению – позволило селянам приобрести 55 экономичных фонарей. А недавно подали заявку на софинансирование ремонта Дома культуры и памятника Неизвестному солдату.

Бурлацкое – одно из тех немногих сёл Ставрополья, где вопреки всем бюджетным дырам удалось сберечь для детворы и молодёжи Дом культуры. Это дорогое удовольствие, но бурлачане справляются.

 – После майских указов Президента с Домом культуры у нас появились новые заботы, – признаётся глава села. – Нужно постепенно повышать зарплату сотрудников культмассового сектора, а денег на это нет даже с учетом краевых субсидий. Чтобы выполнить указ и при этом сэкономить деньги местного бюджета, решили из штата ДК вывести техперсонал, на который повышение зарплаты не распространяется.

– Мы не гнушаемся просить деньги и у спонсоров, – продолжает Светлана Владимировна. – Нам охотно помогают, понимая, что скудного сельского бюджета порой не хватает на самое необходимое. Со стороны может показаться, что село благоденствует, а в руках у местного самоуправления – волшебная палочка. Но это не так! За всеми достижениями – кропотливый ежедневный труд.

Мнение эксперта:
Борис Оболенец, вице­президент Торгово­промышленной палаты Ставропольского края: «Мне кажется, сегодняшний тренд нашего государства – централизация власти и денег. На этом фоне как­то дико слышать от премьер­министра страны о том, что нужно поддерживать инициативы снизу, из муниципалитетов. Напротив, доходы всё чаще концентрируются «наверху», а налоги, которые собирают муниципалитеты, лишь частично остаются на местах. В идеале местное самоуправление, скажем, в отдельно взятом селе – это когда сами жители этого села решают, на что им потратить поступившие доходы. Увы, такие примеры уже, скорее, исключение, нежели правило. Даже главы городов давно фактически назначаются губернаторами, хотя формально выборы никто не отменял. Показательна история Железноводска. Трое мэров последних лет поменялись после того, как сменились губернаторы. Каждый новый глава региона, придя к власти, усаживал в это кресло «своего» человека. Подобные механизмы давно отработаны: проводится какая­нибудь проверка – и неугодный новому губернатору градоначальник лишается должности».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах