Примерное время чтения: 5 минут
387

Долой двоевластие? Почему в Ставрополе хотят упразднить пост сити-менеджера

АиФ-СК №39 23/09/2015

Депутаты Думы Ставрополя решили упразднить должность сити-менеджера и переписать устав города.

Упразднить сити-менеджера

«Эта инициатива вовсе не означает, что мы хотим избавиться от каких-то конкретных руководителей, – говорит Виктор Надеин, зампредседателя Думы Ставрополя. – Но изменилось федеральное и краевое законодательство, и мы решили привести устав в соответствие с ним. Сейчас глава города совмещает посты мэра и председателя городской Думы. По новому уставу должности председателя парламента и главы города будут занимать два разных человека, а сити-менеджер и вовсе будет «упразднён».

«С предложением об отмене должности сити-менеджера выступили и на федеральном уровне, и в разных регионах России. «Раздвоение» городской власти ни к чему хорошему не привело. Сити-менеджеры, получая отличные оклады, зачастую используют свои тёплые места в «шкурных» интересах. Мне сразу вспоминается экс-градоначальник Ставрополя Бестужий, осуждённый за взятку. Практика показала, что когда в городе двоевластие, меньше прозрачности и больше лазеек для коррупционных схем», – полагает Андрей Дудинов, член экспертно-консультативного совета при правительстве Ставрополья.

Отказались от выборов

А вот недавние изменения в краевом законе о местном самоуправлении не выглядят столь привлекательными.

Поправки внесены с подачи депутатов Изобильненского района.

Народные избранники предложили отменить все выборы, какие только можно, а глав городских округов, районов и городов избирать из числа кандидатов, представленных специальными комиссиями по результатам конкурсов. Дескать, так дешевле, чем проводить избирательные кампании.

Схему сейчас разрабатывают.

Артур Круталевич, член штаба Общероссийского народного фронта на Ставрополье и краевой Общественной палаты, полагает, что подобные нововведения только подрывают доверие населения к власти: «Они противоречат установкам Президента России Владимира Путина, который пропагандирует прямое голосование».

Другие эксперты сомневаются в прозрачности работы конкурсных комиссий и говорят о том, что краевые чинуши намеренно выбрали из нескольких предложенных «федералами» вариантов местного самоуправления самый выгодный
для себя.

Неоднозначны и другие поправки – в частности, наделяющие местных глав 17 дополнительными полномочиями.

Михаил Кузьмин, депутат Ставропольской краевой Думы, в конце 90-х руководивший Ставрополем, полагает, что местное самоуправление и в крае, и в целом в стране переживает «болезни роста».

«Мы, в отличие от других стран, имеем пока маленький опыт в этой области, – комментирует Кузьмин. – Сейчас руководителям на местах работать сложнее, чем это было в конце 90-х, когда Президент России назначил меня и других чиновников на должности глав городов. Мэры тогда имели огромные полномочия, были на равных с федеральными управленцами. А вот когда глав начали избирать, начались трудности. Лично у меня были трения с тогдашним губернатором края по многим вопросам. Да и рычагов влияния на представителей федеральных органов я тоже лишился».

Тем не менее считаю, что правильнее глав на местах выбирать, а не назначать. Градоначальник должен быть один и сам отвечать за всё, а не делить свои полномочия с главой администрации. Думаю, в конце концов, мы найдём оптимальную модель местного самоуправления.

МЭРская работа

А пока жалобы населения на плохую работу градоначальников и коррупцию на местах идут в Москву потоком.

Зачастую они «подкреплены» уголовными делами, которые СУ Следкома РФ по краю возбуждает чуть ли не каждый месяц.

В Благодарном депутаты городской Думы по представлению районного прокурора 17 сентября сняли с должности главу города Светлану Лобкарёву. В марте и апреле этого года в отношении неё возбудили два уголовных дела. Как сообщили в СУ Следкома РФ по краю, одно из них связано с заведомо ложными данными по якобы исполненному контракту на ремонт здания, второе – с незаконной, по мнению следствия, передачей дочери Лобкарёвой права на выполнение контракта по ремонту дворовых территорий.

Кстати, её предшественника Александра Квасова после многочисленных жалоб в 2011-м снял с занимаемой должности тогдашний губернатор края Валерий Гаевский.

«О какой ответственности мэров и сити-менеджеров можно говорить, если за этих людей не голосовал народ?!» – недоумевает Дудинов.

Общественность считает малоэффективной и работу районных администраций в больших городах. В Ставрополе, к примеру, их три. В каждой – свой чиновничий аппарат. Да, зарплаты рядовых муниципальных служащих не слишком велики (см. таблицу). Но зато у них подчас немаленькие премии и много других привилегий.

При этом разобраться с тем, за что отвечают администрации районов, а за что –
мэрия, очень непросто.    

«Люди нередко спрашивают: почему дороги, которые должны ремонтировать райадминистрации, разбиты? Может, есть смысл эти органы власти сократить или упразднить? Это раздражение – зачастую от незнания. Главы районов Ставрополя мало внимания уделяют работе с населением. Нужно не только раз в год отчитываться о том, что удалось сделать, но и рассказывать о планах по устранению проблем, и главное – нести ответственность за свои обещания», – полагает Круталевич.

Комментарий
Светлана Лукьянова, глава села Бурлацкого (Благодарненский район):

«13 сентября, в Единый день голосования, меня переизбрали на новый срок. Но если раньше селом, помимо меня, управляла и глава администрации, теперь я одна «рулю» всем.

Полагаю, что это правильно. И в селе, и в городе, и в районе, думаю, должен быть один хозяин. Практика показывает, что там, где рулят двое, порядка нет. Ведь каждый старается «перетянуть одеяло» на себя, доказать, что он главнее, чем его коллега. Поэтому я – за упразднение должности сити-менеджера. Кстати, скоро новшества в федеральном законодательстве о местном самоуправлении начнут работать на всех уровнях. Сейчас ведь как? Работают и глава района, и глава районной администрации. Кто за что из них отвечает, не разобраться.

Если мы уберём лишние звенья, эта система должна заработать более эффективно. Кстати, я на личном опыте убедилась: если не сидеть сложа руки, участвовать в федеральных и краевых программах, можно принести немало пользы своему селу. Мы в этом году участвуем в краевых программах по ремонту дорог и ремонту памятников героям Великой Отечественной войны. От нас требуется минимальное финансирование ­ лишь 10%. Остальное оплачивает краевой бюджет. А ещё, если хочешь эффективно руководить своим селом или городом, налаживай контакты с местными предпринимателями. Нам удалось это сделать, и фермеры помогают нам решать многие проблемы».

Особое мнение
Виктор Лозовой, депутат Ставропольской краевой Думы (КПРФ, экс-­мэр Железноводска):

«Выборы должны быть на всех уровнях! Мы видим, что стало происходить после того, как их почти везде отменили и на руководящие посты начали сажать «своих» людей. Воровство, коррупция, с одной стороны, безразличие и апатия населения – с другой. Разумеется, выборы не выгодны партии власти, ведь на них могут быть всякие неожиданности.

Ставрополье долгие годы было «красным поясом», а оппозиционные партии у нас нередко переигрывали партию власти. Вот и перестраховались краевые чиновники, отменили отрытое голосование везде, где только можно.

В 2006-­м меня избрали главой Железноводска. Но я – не представитель партии власти. Чтобы такие, как я, больше подобные посты не занимали, прямое голосование в городах потихоньку свернули.

А выборы глав городов в местных парламентах – фикция!

Разумеется, я только приветствую упразднение должности сити­-менеджера. Чем занимаются эти люди, население, как правило, не знает. За что они отвечают? Кто контролирует их деятельность? Каковы их оклады? Перед нами не спешат отчитываться».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах