Депутаты Думы Ставрополя решили упразднить должность сити-менеджера и переписать устав города.
Упразднить сити-менеджера
«Эта инициатива вовсе не означает, что мы хотим избавиться от каких-то конкретных руководителей, – говорит Виктор Надеин, зампредседателя Думы Ставрополя. – Но изменилось федеральное и краевое законодательство, и мы решили привести устав в соответствие с ним. Сейчас глава города совмещает посты мэра и председателя городской Думы. По новому уставу должности председателя парламента и главы города будут занимать два разных человека, а сити-менеджер и вовсе будет «упразднён».
«С предложением об отмене должности сити-менеджера выступили и на федеральном уровне, и в разных регионах России. «Раздвоение» городской власти ни к чему хорошему не привело. Сити-менеджеры, получая отличные оклады, зачастую используют свои тёплые места в «шкурных» интересах. Мне сразу вспоминается экс-градоначальник Ставрополя Бестужий, осуждённый за взятку. Практика показала, что когда в городе двоевластие, меньше прозрачности и больше лазеек для коррупционных схем», – полагает Андрей Дудинов, член экспертно-консультативного совета при правительстве Ставрополья.
Отказались от выборов
А вот недавние изменения в краевом законе о местном самоуправлении не выглядят столь привлекательными.
Поправки внесены с подачи депутатов Изобильненского района.
Народные избранники предложили отменить все выборы, какие только можно, а глав городских округов, районов и городов избирать из числа кандидатов, представленных специальными комиссиями по результатам конкурсов. Дескать, так дешевле, чем проводить избирательные кампании.
Схему сейчас разрабатывают.
Другие эксперты сомневаются в прозрачности работы конкурсных комиссий и говорят о том, что краевые чинуши намеренно выбрали из нескольких предложенных «федералами» вариантов местного самоуправления самый выгодный
для себя.
Неоднозначны и другие поправки – в частности, наделяющие местных глав 17 дополнительными полномочиями.
Михаил Кузьмин, депутат Ставропольской краевой Думы, в конце 90-х руководивший Ставрополем, полагает, что местное самоуправление и в крае, и в целом в стране переживает «болезни роста».
«Мы, в отличие от других стран, имеем пока маленький опыт в этой области, – комментирует Кузьмин. – Сейчас руководителям на местах работать сложнее, чем это было в конце 90-х, когда Президент России назначил меня и других чиновников на должности глав городов. Мэры тогда имели огромные полномочия, были на равных с федеральными управленцами. А вот когда глав начали избирать, начались трудности. Лично у меня были трения с тогдашним губернатором края по многим вопросам. Да и рычагов влияния на представителей федеральных органов я тоже лишился».
Тем не менее считаю, что правильнее глав на местах выбирать, а не назначать. Градоначальник должен быть один и сам отвечать за всё, а не делить свои полномочия с главой администрации. Думаю, в конце концов, мы найдём оптимальную модель местного самоуправления.
МЭРская работа
А пока жалобы населения на плохую работу градоначальников и коррупцию на местах идут в Москву потоком.
Зачастую они «подкреплены» уголовными делами, которые СУ Следкома РФ по краю возбуждает чуть ли не каждый месяц.
В Благодарном депутаты городской Думы по представлению районного прокурора 17 сентября сняли с должности главу города Светлану Лобкарёву. В марте и апреле этого года в отношении неё возбудили два уголовных дела. Как сообщили в СУ Следкома РФ по краю, одно из них связано с заведомо ложными данными по якобы исполненному контракту на ремонт здания, второе – с незаконной, по мнению следствия, передачей дочери Лобкарёвой права на выполнение контракта по ремонту дворовых территорий.
Кстати, её предшественника Александра Квасова после многочисленных жалоб в 2011-м снял с занимаемой должности тогдашний губернатор края Валерий Гаевский.
«О какой ответственности мэров и сити-менеджеров можно говорить, если за этих людей не голосовал народ?!» – недоумевает Дудинов.
Общественность считает малоэффективной и работу районных администраций в больших городах. В Ставрополе, к примеру, их три. В каждой – свой чиновничий аппарат. Да, зарплаты рядовых муниципальных служащих не слишком велики (см. таблицу). Но зато у них подчас немаленькие премии и много других привилегий.
При этом разобраться с тем, за что отвечают администрации районов, а за что –
мэрия, очень непросто.
«Люди нередко спрашивают: почему дороги, которые должны ремонтировать райадминистрации, разбиты? Может, есть смысл эти органы власти сократить или упразднить? Это раздражение – зачастую от незнания. Главы районов Ставрополя мало внимания уделяют работе с населением. Нужно не только раз в год отчитываться о том, что удалось сделать, но и рассказывать о планах по устранению проблем, и главное – нести ответственность за свои обещания», – полагает Круталевич.