На Северном Кавказе Новый год - понятие многогранное. Существует мусульманский Новый год - Новруз, который отмечают 21 марта. Но это не мешает тем, кто исповедует ислам, отмечать главный праздник и по-европейски, в последний день уходящего года. Впрочем, и у некоторых православных здесь Новый год имел свои особенности. «АиФ-СК» рассказывает, как народы Северного Кавказа отмечают новогодний праздник.
Без ряженых
«У казаков главными зимними праздниками считались православные: Рождество, Святки и Крещение, - говорит помощник атамана Ставропольского городского казачьего общества Ирина Иванова. - А вот Новый год отмечали не все. Утренники с Дедом Морозом и Снегурочкой казаки проводили после 7 января. Ведь до этого дня был Рождественский пост».
По словам Ирины Борисовны, Святки казаки отмечали строже, чем другие православные христиане России. У них, к примеру, не было ряженых. Свои особенности были у колядования.
В станице Наурской у терских казаков был обычай: детишек, которые приходили колядовать, усаживали на порожке. Считалось, что благодаря такому ритуалу вылупится больше цыплят. Главными блюдами рождественского стола были мясные деликатесы. У кубанских казачек существовала традиция угощать всех гостей варениками, в которых были монетки и другие сюрпризы. Считалось, что это к удаче.
В Ставрополе в последние годы возрождают рождественские традиции. К примеру, проводят Атаманскую елку. Но если раньше этот утренник всегда устраивали в преддверии Нового года, то в этот раз его проведут 13 января.
«Наряд казачьего Деда Мороза немного отличается от привычного нам, - продолжает Иванова. На голове у него папаха, а за поясом - казачья сабля. А вот у Снегурочки соответствующая одежда. Дети на этот праздник приходят в казачьих костюмах, а развлекаем их нашими традиционными забавами».
Овчина - на удачу
В Северной Осетии - несколько традиций празднования Нового года. У осетин праздник известен под названием Ног бон, что в переводе означает «Новый день». В республике, большинство жителей которой - православные христиане, 7 января традиционно отмечают Рождество.
«А после Рождества, обязательно в четверг, наши предки организовывали праздник Хадзаронта, который очень напоминает Святки, - рассказала методист республиканского центра традиционной культуры и этнотуризма «Фарн» Азау Абаева. - В некоторых сёлах его отмечают и сейчас. Предки проводили несколько обрядов, которые, по их мнению, должны дать изобилие и процветание».
Один из самых популярных, сохранившийся до наших дней, - это надевание вывернутого наизнанку тулупа. Овчина всегда ассоциировалась у осетин с благоденствием и изобилием.
По словам Абаевой, в этот день пекли пирог артхурон с сыром - символ солнца. В него клали монетку, маленький кусочек овечьей шерсти или другой «сувенир». Кто нашёл, тому в наступившем году должно повезти. Также пекли печеньица в виде фигурок животных и птиц.
По домам ходили ряженые, причём одним из главных персонажей был медведь. Ряженых нужно было хорошо накормить и напоить. Они показывали хозяевам дома весёлое представление. В этот день жгли костры, а юноши и девушки через них прыгали.
Современный Новый год в республике, как и любой другой праздник, невозможно представить без традиционных трёх пирогов.
Три пирога на осетинском столе символизируют начало всего сущего: первый – Бога, второй – небо и солнце, третий – землю.
Многие адыги (они же черкесы и кабардинцы) Северного Кавказа до сих пор отмечают Новый год, как их предки, 21 и 22 декабря, в день зимнего солнцестояния.
«Считается большой удачей, если найдёшь чёрную курицу с белым пером, - говорит директор краеведческого музея Эльбрусского района Кабардино-Балкарии Фатима Этезова. - До сих пор кабардинцы специально держат таких кур, а 21 декабря готовят из них разные блюда. Также пекут круглые лепёшки, символизирующие солнце. Самое популярное праздничное блюдо - манты».
А балкарцы и карачаевцы, по данным Этезовой, Новый год отмечают как по мусульманской традиции, так и по европейской.
«Оба этих праздника невозможно представить без бузы. Это напиток, который напоминает пиво. Его готовят из пророщенных овсяных зёрен. Также на столе - разные блюда из баранины, хычины», - продолжает Фатима.
В Карачаево-Черкесии - такие же традиции. Согласно поверьям черкесов, Новый год - это лучшее время для добрых дел, поэтому в республике в конце декабря и начале января - множество благотворительных акций.
«Огненный» праздник
Как рассказали сотрудники краеведческих музеев Чечни и Ингушетии, в этих республиках вплоть до установления советской власти Новый год по европейским традициям не отмечали.
Новогодние ёлки там стали устанавливать и вовсе в конце 50-х, после возвращения депортированных народов на историческую родину.
Но до принятия этими народами ислама в ХVII и ХVIII вв. они праздновали Новый год в конце декабря.
«Этот праздник отмечали после зимнего солнцестояния, - рассказывает научный сотрудник Ингушского НИИ им. Чаха Ахриева Зейнап Дзарахова. - Сначала торжественно прощались со старым годом. Очень важно было простить друг другу обиды. Обязательно избавлялись от старых вещей. В древности у нашего народа было понятие «фарал», что означало «благоденствие и изобилие».
По сохранившимся сведениям, перед началом праздника 12 юношей шли в лес и приносили оттуда деревце из дуба, на котором ещё сохранилась листва. Его водружали на холм, специально насыпанный из снега на окраине села. Пока несли деревце, кузнецы били молотами по наковальням, издавая громкие звуки.
Затем деревце поджигали. В праздничные дни (а отмечали три дня) огня было очень много, потому что он символизировал очищение и обновление. Мальчишки жгли костры.
«Треугольные лепёшки и круглые пироги занимали на столах особое место, - продолжает Дзарахова. - Три пирога нарезали на четыре части, и это символизировало солнце. В Новый год старались ничего не занимать у других и не оставлять свои вещи у чужих. Наряды надевали только новые. К засватанным девушкам в этот день могли приехать с поздравлениями братья и друзья жениха с подарками для невесты. В последний день праздника организовывали скачки».
Как приготовить манты
Тесто: воду комнатной температуры налить в глубокую тарелку, вбить яйцо и всыпать соль, тщательно перемешать. Просеять 2 стакана муки, в центре сделать углубление, в него, постепенно замешивая тесто вилкой, влить яйцо с водой.
Начинка: 500 г баранины, нарезанной мелкими кусочками, 150 г курдючного жира или растительного масла, 300 г тыквы и 3 луковицы. Перемешать, посолить, поперчить, добавить кинзу.
Тонко раскатать тесто, вырезать стаканом кружки, положить в середину каждого начинку и соединить края. Готовить 40 минут.