У каждого народа на Северном Кавказе сложились свои традиции и обычаи, связанные с Новым годом. О том, как и когда его встречали, - в материале «АиФ-СК».
Медведь приходит в гости
«Осетины праздновали Новый год в ночь на 14 января, называли его Ног Бон. Главное торжество предваряла Ночь домового - со вторника на среду. Тогда надо было зарезать чёрную курицу или козлика. Обязательно пекли три пирога для домового, чтобы в доме всё было хорошо», - говорит заведующая отделом краеведения центральной библиотеки Владикавказа Римма Дзугаева-Мурашева.
Готовиться к празднованию Нового года начинали заблаговременно. По домам ходили ряженые, которых называли «хадзаронта». Главным персонажем среди них был медведь.
Они заходили в дома с песнями и шутками, играли на гармони. Веселились до тех пор, пока медведь понарошку не валился на пол. Хозяева дома должны были вынести сладости или деньги. Ими водили по шкуре медведя, пока он не набирался сил. Этот ритуал символизировал начало всего нового.
Осетины также разжигали костры и прыгали через них. Они верили, что пламя сжигает и уничтожает всё плохое, и в новый год люди после этого входят очищенными.
На столе обязательно должны были быть три праздничных пирога с сыром, три ребра жертвенного животного, испечённые из теста фигурки зверей и людей. Их называли «басылта». Особым угощением на столе был большой праздничный пирог «артхурон». В него раньше клали зёрнышко или монету. Тот, кому попадался кусочек пирога с зёрнышком или монетой, должен был быть очень счастливым в наступающем году. Помимо традиционных с сыром, готовили пироги с капустой, картошкой, мясом и свекольными листьями, сладкими начинками. На стол ставили также блюда из курицы, индейки и гуся.
У осетин было поверье, что в канун Нового года входить в дом с пустыми руками нельзя. На входе внутрь забрасывали монеты, зёрна, сладости или хворост, чтобы живущей в нём семье сопутствовало благополучие. Это касалось не только гостей, но и членов семьи. Обязательно следовало вознести молитвы Богу. Его просили, чтобы год был богатым на урожай и свадьбы, рождалось много детей, а люди жили в достатке.
Дым от болезней
«Карачаевцы и балкарцы до XIX века пользовались собственными народными календарями. Они сформировались в далёкую старину и соединяли в себе взгляды народов на природу и собственную жизнь», - утверждает историк и этнограф Ибрагим Шаманов.
Карачаевцы и балкарцы праздновали Новый год во второй половине декабря. Первый месяц года они называли «басил ай», он включал в себя декабрь и январь. Схожее название есть у грузин, называвших этот месяц месяцем Василия.
Перед торжествами заканчивались все сельскохозяйственные работы. С начала до середины декабря скотоводы обычно спускали скот с гор, чтобы к весеннему равноденствию получить приплод. Это время также считалось благоприятным для свадеб.
Празднование Нового года было связано с солнцеворотом. Карачаевцы и балкарцы пекли для праздничного стола пироги в форме полумесяца, называемые «басила». Сейчас они называются «бёрек», что в переводе означает «сердце». Они символизировали рождение нового месяца и нового года. Их нередко пекут и сейчас с разными начинками.
Горцы разжигали костры и проходили между ними, иногда перепрыгивали через огонь. Считалось, что это защищает от болезней.
Под влиянием ислама празднование Нового года с зимы перенесли на весеннее равноденствие. Это торжество сохранилось у некоторых народов до наших дней как Навруз.
«После присоединения Кавказа к России праздновать Новый год начали по григорианскому календарю. В Карачае это впервые случилось ровно 125 лет назад в Учкулане, о чём писала газета «Кубанские областные ведомости», - рассказал Шаманов.
В лес на 12 дней
«У чеченцев Новый год раньше наступал с рассветом 24 или 25 декабря. За 12 дней до этого дюжина молодых и крепких парней тайно уходила в лес без запасов пищи. Им предстояло найти молодой дубок с 12 ветвями и с сохранившимися листьями, срубить с помощью кинжалов и принести в село», - рассказывает чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев.
Деревце надо было нести так, чтобы оно ни разу не коснулось земли. В селе в это время на главную площадь жители приносили из дома всё, что за год пришло в негодность. Из снега сооружали большую горку и обливали её водой, чтобы подступы были скользкими. Ушедшие в лес должны были вернуться в село в последний день старого года до появления первой звезды и водрузить деревце на вершину снежной горы.
После этого предыдущее новогоднее дерево, которое в течение всего года хранилось в кузнице, сжигали вместе с собранным на площади хламом.
Праздник священного дуба
«Ингуши занимались земледелием, поэтому все праздники у них были связаны с зимним и летним солнцестоянием, осенним и весенним равноденствием. Они называли Новый год Наджг1ой ц1ей или праздник священного дуба. Именно это дерево было одним из символов торжества», - делится этнограф Танзила Дзаурова.
В древности важные даты определяли жрецы по камням с 22 специальными насечками. Эти прямоугольные глыбы стояли в святилищах, где собирались старейшины. Такие камни есть практически во всех селениях горной Ингушетии.
Задолго до начала праздника женщины запасались подарками - сладостями, кусками ткани, войлочными коврами и другими вещами, сделанными своими руками. Мужчины ставили на откорм лучших животных, начинали готовить пиво и квас. Новорождённым детям не давали имена, дожидаясь празднования Нового года.
Праздник начинался 21 декабря. Считалось, что Солнце к этому моменту достигает дома своей матери Азы и остаётся в её чреве на несколько дней. Во всех домах гасили огонь и не зажигали его несколько дней, пока Солнце гостило у своей матери. Пищу употребляли холодной.
Главные празднества приходились обычно на 25 декабря. За три дня до этой даты главный жрец уединялся. Он выходил к людям, рассказывал о своих снах и видениях. Вместе с людьми он молился, чтобы наступающий год был счастливым для всех жителей села. А по его видениям селяне пытались понять, что их ожидает.
Специально откормленных животных приносили в жертву, а в печах зажигали новый огонь. Молодёжь наряжалась и ходила по домам соседей колядовать, девушки и парни делали это порознь. Если ряженым давали щедрые подарки, то они подбрасывали в очаг щепки и золу с наилучшими пожеланиями и кричали «Идёт благодать». Если хозяева жадничали, то над ними по-доброму подшучивали. Гостинцами были лепёшки и пироги, лесные орехи, сушёные фрукты, яйца и другие продукты. Со своей добычей колядующие шли в гости к девушке из знатного рода. В её доме устраивали пир с танцами.
Одним из культовых праздничных блюд были треугольные лепёшки. Они символизировали три положения солнца - восход, зенит и закат. На них часто изображали крест и животных. Пеклись также и круглые лепёшки. Их бросали детям. Чем больше таких угощений поймал ребёнок, тем он считался удачливее. В качестве начинки использовали курдючный жир, корни черемши, заготовленной ещё в октябре, и сыр. Из высушенной дикой груши делали муку и смешивали с горячим топлёным маслом и мёдом. Это лакомство считалось особым деликатесом. Были на праздничных столах варёное мясо, галушки и другие блюда.
26 декабря наступал Новый год. В этот день ингуши старались не покидать дом и не ходить в гости. Первый месяц нового года называли месяцем священного дуба. Тогда начинали заготовку древесины для строительства, а возведение домов сопровождалось особыми ритуалами. Рубили именно дубы, так как его древесина в этот период была особо прочной. Считалось, что у деревьев останавливается сокодвижение, поэтому они спят и не чувствуют боли.
Январь также называли месяцем благодатной птички. По ингушской легенде, семена дубов принесли в давние времена белые птицы. Когда из этих семян выросли дубы, пернатые улетели.