Ежедневно ставропольцы отдают телефонным собеседникам миллионы рублей. Преступники покупают базы данных и пользуются подменой номеров. Как опознать охотников за чужими деньгами, выясним в проекте минфина Ставрополья «Знания для жизни».
Схема 2021 года
Центробанк предупредил россиян о появлении новой схемы телефонных мошенничеств. Незнакомцы на другом конце провода стали представляться сотрудниками правоохранительных органов - полицией или даже следователями. Они сообщают людям, что в отношении них по заявлению Центробанка возбуждено уголовное дело и просят персональные данные и информацию о банковской карте. В банке предупреждают, что никогда не обращаются в правоохранительные органы без ведома клиента. А если кто-то настойчиво пытается выведать информацию о карте - это точно злоумышленник.
Эта схема уже дошла и до Ставропольского края. Жительнице краевого центра Галине Ивановой позвонили якобы работники следственных органов и заявили, что её персональный менеджер в банке оказался мошенником, поэтому нужно срочно перевести деньги на другой счёт. Она не попалась на эту уловку, а позвонила в финансовую организацию. Там подтвердили, что названный сотрудник действительно уволился, но это не повод переживать за сбережения. Во-первых, настоящие следователи шлют повестки, а не звонят по телефону. Во-вторых, в банках выстроена система защиты данных, и случаи хищений экс-сотрудниками чрезвычайно редки. Это капля в море на фоне того, что люди собственноручно перечисляют телефонным мошенникам.
Угроза от «службы безопасности»
Самой распространённой схемой телефонных мошенников, судя по сводкам МВД, остаётся звонок от «службы безопасности банка» с предупреждением, что зафиксирована попытка несанкционированного доступа. Якобы кто-то пытается украсть деньги с карты, и их нужно срочно перевести на другой счёт. На минувшей неделе по такому звонку жительница Ставрополя сняла в отделении банка более 700 тысяч рублей и положила их номер банковской карты, который ей назвали по телефону. Когда до неё дошло, что деньги похищены, она обратилась в полицию. Возбуждено уголовное дело. Но найти телефонных мошенников будет не просто и уж тем более вернуть деньги.
«Сотрудники банка никогда не предлагают перевести для сохранности деньги на «защищённый счёт», они не высылают ссылки в SMS или электронных письмах, не советуют устанавливать программы удалённого доступа. Всё это признаки обмана», - предупреждает пресс-служба ГУ МВД по Ставропольскому краю.
Жертвам телефонных мошенников рекомендуют как можно быстрее сообщать о случившемся в полицию по телефонам 02 или 102. Чем быстрее начнётся розыск, тем проще будет привлечь преступников к ответственности.
«Ни при каких обстоятельствах не говорите даже настоящим сотрудникам банка пин-коды от банковских карт, пароли от интернет-банка и коды подтверждения, которые приходят вам на телефон, - напоминает координатор регионального центра финансовой грамотности населения в Ставропольском крае Надежда Герасименко. - Если собеседник просит вас назвать пароль или данные карты, положите трубку, а потом перезвоните в банк по номеру, указанному на вашей банковской карте и сообщите о попытке мошенничества. Банки собирают данные обо всех случаях, связанных с дистанционным банковским обслуживанием, и это помогает им системно бороться с финансовыми мошенниками».
Интересно, как банки защищают ваши средства от преступников? Читайте об этом здесь. Больше полезной информации - на сайте проекта «Знания для жизни» fingram26.ru.