Примерное время чтения: 8 минут
801

Не хлопать крыльями. На Ставрополье липовые фермеры обманывают потребителей

АиФ-СК №37 10/09/2014

Ставропольское УФАС выявило необоснованное повышение цены на мясо кур местным производителем. Следом цены на свою продукцию приподняли и фермеры, в чьих подсобных хозяйствах подрастает домашняя курочка.

Ряженая курица

Между тем
По данным комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, на Ставрополье действуют более 60 розничных рынков на 26,4 тыс. торговых мест, в том числе 15 сельскохозяйственных на 5,3 тыс. торговых мест. Фактическая наполняемость рынков ­ 73,6 процентов. На Ессентукском центральном рынке выделили 70 мест для пенсионеров и малообеспеченных граждан, которые за символическую плату – 10 рублей в день могут встать за прилавок и продать выращенную на своём огороде сельхозпродукцию.
Рост цены на домашнюю птицу крестьяне объясняют подорожанием кормов. Но не сказался ли тот самый – от промышленного производителя – скачок? Ведь под видом домашней птички, как выясняется, может скрываться обычный заводской бройлер.

– Отличить домашнюю от фабричной и правда непросто, – говорит Галина, не один год торговавшая курятиной на одном из ставропольских рынков. – Я только стояла за прилавком, птицу мне привозили готовую, под видом домашней. Насколько знаю, хозяева покупали кур в живом весе на птицефабрике, некоторое время держали дома, потом забивали, потрошили, а чтобы придать ей «пышный вид» – парили: держали над кастрюлями с горячей водой с добавлением, если не ошибаюсь, соды. Точной технологии не знаю, я ведь только продавала...

Понятно, никакого фермерского хозяйства у работодателей Галины не было, зато на рынок пачками исправно поступала «домашняя курочка».

 – Слышала, что тушку якобы натирают желтками, чтобы выглядела лучше, – рассказывает Татьяна Кольченко, замначальника управления экономического развития и торговли администрации г. Ессентуки. – Мы ежедневно мониторим на рынке и в магазинах цены на продукты питания, в том числе и на птицу, но вот выявлять, действительно ли домашняя птица продаётся, полномочий у нас нет. На рынке они, как правило, с клеймом – прошли ветконтроль и получили соответствующее заключение.

Плохой пример

Так кто проверит, действительно ли из крестьянского подворья попала на прилавок эта тушка, либо курочка выращена на заводе?

– Для того чтобы торговать на рынке, продавцы предъявляют справки из местных администраций о наличии личного подсобного хозяйства. Такая справка выдаётся сроком на год, и без неё, как и без медицинских книжек, результатов ветеринарных проверок за прилавок не попасть, – объясняет генеральный директор Ессентукского рынка Роман Попов.– Но мы работаем с документами, выезжать и проверять, есть ли подсобное хозяйство и сколько там птицы, нет таких функций.

На ессентукский рынок свою сельхозпродукцию везут из ближайшего района – Предгорного. В прошлом году глава Юцкого сельсовета получил срок – за то, что выдавал за взятки поддельные справки о наличии подсобных хозяйств. Что за мясная продукция попадала на прилавок под видом выращенной у фермера? Стал ли этот пример показательным для сельских чиновников?

Глава Яснополянского сельсовета Алексей Ефименко рассказывает на диктофон, что справки выдаются только на наличие в личном подсобном хозяйстве крупного и мелкого рогатого скота. «На птицу не выдаём». Но на том же ессентукском рынке есть продавец из этого посёлка, но вот из личного ли подсобного хозяйства птица – большой вопрос.Что касается справок, они, как нам стало известно, выдаются со слов заявителя – говорит он, что в его подсобном хозяйстве 100 кур, 20 индюков, 30 уток – так и запишут…За достоверность никто не отвечает. Потому «чистота прилавка» сомнительна – домашняя здесь курица или замаскированный фабричный бройлер?

Липовые фермеры

В минсельхозе Ставрополья «АиФ-СК» сообщили, что в ведомстве есть рабочая группа, которая помогает комитету края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию проводить ежедневный мониторинг цен на сельскохозяйственную продукцию, сырьё и продовольствие, производимых в регионе, но вот будет ли кто-то следить за тем, какой сельхозпродукцией наполняют прилавки? Такие вот лжефермеры, не исключено, претендуют на субсидии для крестьян, а реальные труженики подчас и не знают о возможной поддержке, да и бумагами заниматься недосуг – надо работать.

Между тем липовые фермеры края, якобы занимающиеся растениеводством, «засеяли» в свои карманы более 66 млн бюджетных рублей в виде субсидий и господдержки. А как обстоят дела у животноводов и «птичников»? Минсельхозу впору службу собственной безопасности создавать, дабы перекрыть утечки из казны. Правоохранители таких ловят не особо активно, а в ситуации, когда Россия в режиме санкций переориентируется на собственное сельхозпроизводство, борьба со спекуляцией и всевозможными попытками нажиться в обход закона должна быть масштабнее, ведь продовольственная безопасность страны – дело государственной важности.

Кстати
На Ставрополье, как и во многих других регионах России, основной мясной продукт – птица. По данным минсельхоза Ставропольского края, в год на душу населения региона приходится 64 кг мяса птицы, что более чем вдвое больше нормы (30 кг). А вот говядины среднестатистический житель края съедает почти вдвое меньше медицинского норматива ­ 12,9 кг вместо 25. Свинины в крае потребляют почти по норме – 15,5 кг от 14 нормативных. Но больше всего на Ставрополье любят баранину. Медицинский норматив, равный одному килограмму в год, превышен почти в 6,5 раз. Любовь к курице объясняется доступной ценой, низкое потребление говядины – напротив, ценой, не доступной для многих. А вот пристрастие к «барашку» зиждется, безусловно, на кавказской специфике. О том, сколько жителей Ставрополья вообще не имеют возможности купить кусок мяса в течение года или делают это исключительно по большим праздникам, статистика умалчивает…

Кура с клеймом

Людмила Гюльбякова из станицы Боргустанской в торговых рядах совсем недавно – второй год всей семьей занимаются фермерством.

– Я пока ещё медленно оборачиваюсь, – признаётся женщина, – щипаю птицу, потрошу аккуратно, тщательно, не быстро. Постепенно навык придёт, но труд этот – выращивать кур, уток– непростой. Тяжёлый. Корма дорожают, а мы и зерном кормим, и кукурузкой, она потому и по вкусу отличается, курочка наша.

У Людмилы Гюльбяковой прилавок птицей не завален Фото: АиФ / Елена Евдокимова

Птицу обязательно вакцинируют, ветеринарная служба проводит осмотр, это делается и по месту «куриной прописки», и в ветлаборатории рынка.

– Вся птица, прежде чем попасть на прилавок, проходит предубойный осмотр и предварительный осмотр тушки, – говорит главный ветеринарный врач края Александр Трегубов. – Территориальный ветврач или фельдшер ветеринарного участка выдают справку, с которой владелец птицы выезжает на рынок, где тушка и потрошки проходят экспертизу. На саму тушку наносится овальное клеймо и выдаётся санитарно-ветеринарное заключение для торговли. Но если птица выработана на птицефабрике, ветслужба уже не ставит клейма, на выращенную в промышленных условиях продукцию выдаётся документ в убойном цехе предприятия.

Главный ветврач рекомендует обратить внимание на оттиск овального клейма, подтверждающего «крестьянское происхождение» куры. Если есть сомнения, стоит пройти в лабораторию санитарной экспертизы рынка и пригласить специалиста, который подтвердит или опровергнет подлинность клейма, а также наличие у продавца санитарно-ветеринарного заключения. Если и в этом случае подозрения не развеялись, обращайтесь к руководству вышестоящих организаций – городской или районной станций по борьбе с болезнями животных.

Мнение эксперта

Лейла Cароян, Общество защиты прав потребителей (Ставрополь):

– То, что за домашнюю птицу выдают заводскую, – прямой обман потребителя. Дело не в том, какая птица лучше, потребитель вправе выбирать тот продукт, который ему нравится. Власти не поддерживают реального сельхозпроизводителя масштабно, выращивать и выносить на рынок – нет времени и возможности, надо работать, да и невыгодно. Выгодно перекупщику, который не затрачивает столько сил и средств на производство сельхозпродукции, а берёт готовое, умело преодолевает бумажную волокиту и получает прибыль, гораздо большую, чем сами крестьяне.

Я, как покупатель, готова платить за качественный, натуральный, экологически чистый, выращенный на нашей земле продукт, но где гарантия, что та же кура –домашняя? Контроль на рынках края необходимо ужесточить, есть справка о наличии подворья – выезжать, проверять, как там реально обстоят дела, есть ли оно на самом деле или это фикция. В любой области, не только с птицей. Да и местные главы, штампующие справки, наверняка знают, держит эта семья хозяйство или годами занимается спекуляциями. Стоило бы создать независимую «горячую линию», куда любой сельский житель мог бы сообщить, действительно ли есть подсобное хозяйство и там ли выращивается для продажи та или иная продукция, натуральная она или фальшивая – с оптового рынка, но выдаваемая за фермерскую.

Что скрывать, каждый на селе знает, чем занимается сосед. Это не стукачество ­ информирование. Мы сами должны быть активнее, потому что все эти процессы бьют в итоге по нашему карману. Недобросовестные предприниматели есть, и их необходимо выявлять.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах