В Госдуме предложили запретить ушедшим из России компаниям возвращаться в страну в течение 10 лет, если они не восстановят свою деятельность к первому мая. Каких магазинов могут лишиться ставропольцы и как обходятся без них сейчас, выяснял «АиФ-СК».
Безлюдный «Космос»
Влияние санкций на экономику Ставрополя наиболее заметно в торговом центре «Космос». В нём одевались и развлекались местные жители и приезжие из соседних городов и посёлков, но теперь редкие посетители проходят мимо закрытых магазинов. Около половины якорных арендаторов приостановили работу: бренды одежды Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius, Oysho, H&M, Mango, поставщик товаров для дома Zara Home, спортивный гигант Adidas, производитель детских товаров Mothercare, кафе McDonald’s. Оставшиеся без популярных брендов ставропольцы не спешат к конкурентам. «Космос» практически опустел.
«В гипермаркете на первом этаже и в кафе с фастфудом по-прежнему людно, а выше, где магазины одежды — почти никого, — рассказала ставропольчанка Екатерина Копылова. — Нет привычного ажиотажа в детском игровом центре. Больше всего жалко кинотеатр: без зарубежных премьер туда ходят единицы. В «Москве» тоже большинство посетителей — в супермаркете и в «Фикспрайсе», а не в магазинах одежды».
Сотрудники неработающих предприятий говорят, что по-прежнему получают зарплату, а руководство платит за аренду. Сколько продлится простой, неизвестно.
В прежнем режиме работает ОРТЦ «Ставрополь». По данным администрации, никто из арендаторов не собирается уходить. Стабильная обстановка и в других торговых центрах — «Ниагаре», «Европейском», «Ситипарке», «Маршале».
«Наши арендаторы работают, потому что в основном торгуют одеждой из Турции, — рассказали в администрации «Нового Рима». — Они, конечно, сетуют на трудности, но пока платят исправно, и нам хватает на оплату коммуналки. Во время пандемии было намного сложней: магазины были закрыты, а нам не сделали никаких послаблений. Но мы справились».
Трудные времена настали для некогда популярного торгового центра «Галерея». Кинотеатр там пришлось закрыть ещё во время пандемии из-за миллионных убытков. Не пережил коронавирусных ограничений фудкорт. Нашлись новые арендаторы, но сейчас и они просят войти в положение и снизить арендную плату на 20%.
«Нельзя однозначно сказать, куда пойдут поклонники закрывшихся зарубежных магазинов, — рассуждает дизайнер одежды Дарья Попова. — Те, кого привлекали относительно невысокие цены, вероятно, переключатся на недорогие китайские и турецкие марки. Но эти бренды любили не только за цены. В первую очередь, молодую аудиторию в них привлекал стиль. Качество одежды там часто было сомнительным, но зато можно было нарядиться в соответствии с новейшими тенденциями. Хочется надеяться, что поклонники моды откроют для себя российских дизайнеров. Но это решение — не для всех. Цены у нас выше, чем в масс-маркете, а денег у покупателей, скорее всего, станет существенно меньше. Кроме того, маленьким брендам сложнее рекламировать себя, чем крупным производителям. Особенно после блокировки популярных соцсетей».
Ремонт придётся отложить
«Раньше техобслуживание BMW стоило 12 тысяч рублей, сейчас пришлось поднять цены до 40 тысяч, — рассказали в одном из автосервисов Ставрополя. — Люди откладывают ремонт, ждут лучших времён. Если ситуация не стабилизируется, очень многим станут не по карману их автомобили. И это касается не только иномарок, но и отечественных легковушек, ведь некоторые запчасти и расходники для них — тоже импортные».
Из компьютерных сервисов клиенты уходят сразу после бесплатной диагностики — ремонтировать технику стало слишком накладно. Например, замена жёсткого диска на ноутбуке подорожала с 5 до 8 тысяч рублей.
«Мы не повышали наценку за работу мастера, чтобы не увеличивать стоимость услуг ещё больше, — рассказали в одной из мастерских. — Но люди всё равно отказываются от ремонта. Зарплаты мастеров — сдельные, так что им тоже придётся затянуть пояса».
Торгуют остатками
В Ставрополе годами ходили слухи об открытии шведского мебельного магазина IKEA, но этого так и не случилось. Фирменную продукцию возили под заказ частники, и она пользовалась спросом.
Для спасения ставропольской экономики от влияния санкций разработан план поддержки, включающий около 80 мер, в числе которых — переориентация экспорта, налаживание новых торговых связей и укрепление имеющихся, снижение административных ограничений, налоговое и инвестиционное стимулирование, льготные кредиты.
«На особом контроле находятся 264 системообразующие организации края, — рассказали в минэкономразвития Ставрополья. — Также губернатор поручил увеличить в пять раз краевой резервный фонд — до 2,5 млрд рублей, чтобы минимизировать риски из-за санкций, и составить перечень импортных компонентов, необходимых местным предприятиям».