Эти «три веселых буквы» бьют рекорд в нынешнем году в российских СМИ по частоте употребления. Даже обыватель не нуждается в расшифровке, что такое ВТО. Свое мнение о вступлении России во Всемирную торговую организацию имеют большинство россиян, включая тех, кто весьма далек от понимания внутренних течений мирового рынка.
Наш сегодняшний собеседник дает компетентную оценку тому, как скажутся перемены на промышленном комплексе Ставрополья. О возможных «подводных камнях», плюсах и минусах — министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, председатель коллегии по промышленности края Дмитрий Саматов.
В сетях рынка
- Дмитрий Рафаилович, не без помощи прессы, конечно, но в умах многих россиян ВТО предстает некой «страшилкой», в которую, как в бездну, затягивают нашу страну. Так ли они неправы?
- Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте сперва определимся, что такое Всемирная торговая организация. По сути, это глобальный, гигантский рынок сбыта. Его особенность в том, что перемещение товаров внутри «сети» идет по более упрощенной схеме. В частности, вступление в ВТО предусматривает снижение таможенных барьеров. С одной стороны, для наших производителей это означает расширение границ доступа на внешние рынки сбыта. С другой — массовое поступление товаров из-за рубежа может создать проблемы производителям при условии низкой конкурентоспособности продукции.
Никто не кидает нас в «пучину ВТО». Существует определенный период адаптации, в течение которого существующие для импортных товаров барьеры будут постепенно снижаться. Это время дается нашим предприятиям для того, чтобы успеть «подтянуться». Переходный период создан, чтобы максимально быстро модернизировать все технологические цепочки. Будем реалистами и признаем, что потребность в преобразованиях настала давно. Ряд наших производств безнадежно устарели и крайне нуждаются в обновлении, без которого они в любом случае были бы обречены.
Работать по-новому
- Как вы оцениваете перспективы ставропольских промышленников?
- Если взять промышленный комплекс в целом, то можно с достаточной степенью уверенности говорить о том, что вступление в ВТО для нас в целом должно сказаться положительно. Мы делали анализ по степени влияния на различные отрасли. Кратко охарактеризую ситуацию в основных из них. Позитивное воздействие ожидается на производстве минеральных удобрений в ОАО «Невинномысский Азот»: вероятное удешевление импортного технологического оборудования должно повысить их конкурентоспособность. Снижение пошлин не должно сказаться и на «Ставролене». Наоборот, присоединение России к ВТО, как ожидается, расширит внутренний спектр полимерной продукции и ускорит развитие отрасли переработки полимеров.
- Какова ситуация еще на одном гиганте химпромышленности — ОАО «Арнест»?
- А вот здесь есть, о чем задуматься и над чем работать. Предприятие может «уйти» с территории края, переместившись к западным границам, поближе к рынкам сбыта. Чтобы этого не произошло, была разработана модель по развитию сопутствующих производств, что дало бы возможность снижения себестоимости продукции. Но для того, чтобы проект реализовался, необходима поддержка, в частности, со стороны правительства Ставропольского края. Руководители большинства крупных промышленных производств давно уже задумались о том, как войти в ВТО без особых потрясений, предприняли определенные «защитные» меры, поэтому чувствуют себя спокойно и уверенно.
- И в чем секрет конкурентоспособности?
- Безусловно, у крупных предприятий есть большая возможность привлекать кредитные средства, развивать производство. К примеру, завод «Сигнал» и «Электроавтоматика», ряд других предприятий закупают новое оборудование, что позволит существенно расширить рынки сбыта своей продукции. Но это не единственная мера оптимизации. Приведу другой пример. Завод «Энергомера», который выпускает счетчики электрического тока, сегодня является лидером по продаже такого оборудования в России. Задолго до вхождения в ВТО здесь были применены современные принципы управления. Система бережливого производства резко повысила производительность труда, что сразу сказалось на себестоимости продукции. Сейчас необходимо работать по-новому. Выстраивание стратегии предприятия — шаг к современному ведению бизнеса.
Расправить крылья
- Какое будущее у небольших промышленных производств?
- В машиностроительной отрасли у нас есть сильное предприятие «Пятигорсксельмаш». Оно выпускает клеточное оборудование для агропромышленного комплекса. Качество металла гарантировано выше китайского, есть территориальное преимущество. Но можно повысить конкурентоспособность за счет кооперации с предприятиями, выпускающими сопутствующие детали и оборудование. Нашу задачу я вижу в том, чтобы создать площадку, на которой предприятия могли «видеть» друг друга, находить возможность для долгосрочного сотрудничества. В идеале, охватывать она должна не территорию края, а всю Россию.
- Что может послужить тормозом для положительного развития событий?
- Я не открою Америки, когда вспомню знаменитое выражение «Кадры решают все». Когда-то Китай «выплыл» за счет дешевой рабочей силы и высокой работоспособности населения. Сегодня нам крайне необходимо вырастить кадры. Мы можем закупать самое современное высокоэффективное оборудование, но если на нем некому будет работать, это деньги, выброшенные на ветер. Совместно с руководителями предприятий, минобразования края, высшими и средними учебными заведениями мы разрабатываем совместную программу, чтобы кадровый дефицит не стал действительно тормозом развития предприятий.
- Не делая пространной экономической оценки: каковы были последствия вступления в ВТО других стран мира?
- Для Китая при отсутствии в этой стране пенсионной системы, не утяжеляющей бизнес, мир стал торговой площадкой. Для ряда стран Европы вступление в ВТО стало мощным рычагом развития, который поднял научно-производственный сегмент, подвигнув страну к модернизации, повышению уровня жизни. Но если обратиться к опыту Гондураса или Грузии, то там произошла экспансия товаров, которая убивает производство.
- Не ожидает ли Россию судьба последних?
- Чтобы этого не произошло, условия вступления в ВТО корректировались много лет. В стране реализуются действенные программы господдержки, призванные поддержать отечественного производителя. Субсидирование трех четвертей кредитной ставки — один из ее традиционных механизмов. Большую роль в развитии предприятий играют также залоговые, гарантийные фонды. Механизм инвестиционного фонда позволяет создавать инфраструктуру для развития новых предприятий. Ведется работа и в регионах. Так, наше министерство разработало ведомственную программу модернизации промышленного комплекса на 2013-2015 годы, финансирование которой позволит ускорить процессы технического перевооружения ставропольских предприятий. В ней также предусмотрены конструкторские бюро по созданию нового оборудования, которое откроет новые возможности на рынке сбыта. Третье направление — это развитие системы подготовки кадров, совершенствование системы управления на предприятиях и оптимизация производства. Мы не бросились в ВТО без парашюта с высоты птичьего полета. Убежден, напротив, что ВТО — это возможность расправить крылья и покорить новые горизонты.
Автомобили будущего на дорогах края
Этот проект можно назвать не только пилотным, но даже революционным. Ставрополье станет первым регионом, где появятся электромобили российского производства. Соглашение на поставку ста электротакси заключено между ставропольским министерством промышленности и энергетики и компанией «АвтоВАЗ».
- Поначалу мало кто верил в реализацию проекта, - объясняет министр энергетики, промышленности и связи Ставрополья Дмитрий Саматов. - Но сегодня с учетом достигнутых договоренностей он стал реальностью. Первые десять электромобилей поступят на Ставрополье уже в декабре нынешнего года. Остальные 90 — до мая следующего.
Машина нового поколения хорошо показала себя на испытательном полигоне. Экологическая безопасность автомобиля особенно актуальна для курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Нововведение активно поддержал мэр Кисловодска..
Специалисты высоко оценивают электромобиль и по экономическим характеристикам. По расходам на эксплуатацию он значительно дешевле бензиновых «собратьев». Кроме того, стоимость российского электромобиля как минимум на треть ниже зарубежных аналогов при схожих характеристиках. По расчетам специалистов, окупаемость электротакси составит не более полутора-двух лет. Выступив пилотным регионом, Ставрополье получило преференции от производителя: «АвтоВАЗ» предоставил существенную скидку на автомобили. Кроме того, финансовую поддержку окажет правительство края.