Ставропольское PR-агентство вошло в Международную ассоциацию пиара, став третьей российской компанией, удостоившейся такой чести. Удалось это благодаря рекомендации профессора «Школы Кеннеди» Гарвардского университета Томаса Патерсона и успешно выполненному проекту, посвящённому защите редких видов животных, обитающих только в юго-западной Азии.
Разработать проект было непросто. Но его продвижение в Азии оказалось ещё более сложной задачей: СМИ там довольно закрыты.
«Поскольку мы учились на курсах Гарварда и уже работали в сфере пиара, профессор Патерсон предложил нам разработать концепцию продвижения экологического проекта на региональном уровне, – рассказал Андрей Козлов. – Задание мы выполнили, и оно понравилось не только преподавателям, но и представителям Международной ассоциации пиара. Это одна из старейших профессиональных ассоциаций в мире со штаб-квартирой в Лондоне. Попасть туда непросто даже европейским специалистам, так что нам была оказана большая честь. Теперь наша компания может работать на международном уровне».
Из суда – за стол переговоров
Сегодня агентство Андрея Козлова и Даниэля Аракеляна – единственное на юге России, специализирующееся на антикризисных коммуникациях. Пиарщики приходят на помощь, когда ситуация выглядит безнадёжной, и кажется, что у компании нет шансов выкарабкаться. Они помогают попавшим в беду избавиться от давления влиятельных конкурентов и мирным путём урегулировать конфликт.
«Для выхода из кризиса в кратчайшие сроки нужна комплексная стратегия, – рассказал Даниэль Аракелян. – Она состоит из трёх составляющих: юридической, медийно-общественной и стратегии прямых переговоров и взаимодействия. В каждой крупной компании есть и юристы, и переговорщики, но почти нигде нет специалистов в области медийной поддержки и влияния на общественное мнение. Именно в этой сфере мы и готовы помочь нашим клиентам».
Задача PR-специалистов нетривиальна: объяснить общественности, что за каждой компанией стоят не бездушные машины, а живые люди, такие же, как они. Для этого нужно найти и показать то, что изменит отношение наблюдателей к происходящему.
«Важно заметить, что мы не манипулируем общественным мнением: это неэтично и незаконно, – уточнил Андрей Козлов. – Наша задача – говорить правду, информировать людей, показывать им ту сторону происходящего, которая не так заметна. Не специалисту бывает непросто разобраться в вопросах бизнеса, политики или экологии. Допустим, компании для реализации какого-то общественно значимого проекта необходимо вырубить два дерева, и начинается скандал. Тот факт, что взамен планируется высадить в разы больше деревьев, просто тонет в этой волне негатива. Когда общественность узнаёт об этом, мнение само собой меняется».
Такой подход особенно эффективен, когда оппонент использует не самые честные методы конкурентной борьбы. Столкнувшись с подобным, предприниматель чувствует себя пойманным в ловушку и обессиленным, особенно если его компания вдвое меньше, чем у конкурента. Разоблачение грязных методов ставит противников в равное положение, а иногда и помогает привлечь к ситуации внимание компетентных органов.
По наблюдениям Андрея Козлова, в России бизнесмены часто готовы сражаться до конца. Но для самой компании намного полезней западный подход – переговоры, позволяющие найти компромисс и перейти от противостояния к взаимовыгодному сотрудничеству. Зачастую к услугам агентства прибегают уже тогда, когда все средства для борьбы уже исчерпаны, и предприниматели вовлечены в судебные тяжбы. Но даже в этих случаях специалистам удаётся примирить враждующие стороны и усадить за стол переговоров.
Умерили аппетит
Показательный пример – недавняя скандальная история. Крупный застройщик приобрёл участок земли, рядом с которым находилась небольшая оптовая база. Её владельца всячески вынуждали продать землю по бросовой цене, чинили всевозможные препятствия, чтобы его маленькое предприятие разорилось. Обращения торговца не находили отклика в органах власти, и тогда владелец базы обратился в агентство Андрея Козлова и Даниэля Аракеляна.
«Когда мы изучили документы и побывали на месте, оказалось, что на выделенном под застройку участке находится ещё и заброшенный частный дом, – рассказал Даниэль Аракелян. – То есть компания надеялась подмять под себя не только маленькую торговую базу, но и чью-то недвижимость».
PR-специалисты связались с хозяевами строения, многодетной семьей. Они предложили отремонтировать дом, чтобы его владельцы смогли туда переехать. Те согласились, но когда это произошло, застройщик перекрыл дорогу, чтобы к дому не могли подъехать ни владельцы, ни экстренные службы.
История получила огласку, разгорелся скандал в СМИ и социальных сетях. Семью, страдающую от произвола крупного бизнеса, поддержали журналисты и общественность. Агентству оставалось найти, кто же выдал застройщику разрешение работать, не считаясь с интересами собственников участков. К чиновнику приехала съёмочная группа, он не вышел навстречу, закрывшись в кабинете, но буквально на следующий день застройщик согласился на переговоры. Владелец оптовой базы сохранил за собой территорию и возможность проезда, многодетная семья получила удобный отремонтированный дом, а крупное предприятие умерило аппетиты. Более того, застройщик компенсировал издержки семьи и построил новую дорогу общего пользования.
Лоббизм по-русски
Помимо антикризисных мер, агентство Kozlov&Arakelyan PR-group предлагает и другие услуги для крупного и среднего бизнеса.
Работу с депутатами и общественниками профессионалы называют Government relations. Перед принятием нормативных актов, которые затрагивают интересы предпринимателей, специалисты организуют встречи с народными избранниками, чтобы рассказать, какими будут последствия новых законов. Это своего рода «лоббизм по-русски»: агентство привлекает экспертов, проводит презентации и встречи, но не вмешивается в законотворческую деятельность. Такая работа помогает донести до депутатов и общественников реальное положение дел в бизнесе, что, в свою очередь, даёт возможность предпринимателям эффективно взаимодействовать с властью.
«В США до 80% экспертиз проводят лоббисты, а не государственные структуры, – рассказывает Андрей Козлов. – Но мы все-таки ни в коем случае не занимаемся лоббизмом. В отличие от лоббистов, мы не пытаемся корректировать тексты законов, только информируем о вероятных последствиях, как позитивных, так и негативных, проводим экспертизу и оцениваем репутационные и фактические риски».
Крупные компании нередко проигрывают конкурентам из-за того, что в кризисных ситуациях действуют слишком медленно. В таких организациях каждый документ нужно согласовывать с несколькими ответственными лицами, а важные решения принимаются только при личной встрече директоров всех филиалов. Чтобы решить эту проблему, агентство внедряет цифровые коммуникации: предлагает как технологический комплекс от партнёров, так и обучение руководителей и специалистов работе по новой схеме.
Специалисты по связям с общественностью давно используют социальные сети для продвижения брендов, общения с целевой аудиторией и расширения числа лояльных клиентов. Агентство предлагает не только ведение страниц в соцсетях, но и анализ любых упоминаний бренда. Круглосуточный мониторинг позволяет клиентам оперативно реагировать на жалобы и замечания клиентов, а также корректировать рекламные кампании.
Важный момент: агентство Андрея Козлова и Даниэля Аракеляна гарантирует своим клиентам конфиденциальность. Специалисты не разглашают подробности сделок или другую полученную в ходе работы информацию. Это возможно только по согласованию с заказчиком, например, в рекламных целях.
Сейчас Kozlov&Arakelyan PR-Group выходит на новый рынок – медийное сопровождение судебных процессов в сотрудничестве с адвокатами и непосредственно участниками тяжб.
«На данный момент, мне кажется, это одно из самых эффективных направлений нашего бизнеса. Обеспечивая по-настоящему широко открытый судебный процесс, что всецело соответствует духу и букве нашей законодательной системе, мы предоставляем адвокатам широкую возможность не только для поддержки своего клиента, но и для заработка», – отметил Андрей Козлов.